MENU
Главная » Статьи » Скифия

В категории материалов: 17
Показано материалов: 1-17

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
О скифском восстании на Боспоре в конце II в. до н.э.

Из херсонесского декрета, изданного в честь митридатовского полководца Диофанта2, известно, что Диофант, ведя военные действия против войск Скифского царства в Крыму, стремившихся захватить Херсонес, уделял вместе с тем большое внимание и Боспору. 
Скифия | Просмотров: 1057 | Добавил: densv78 | Дата: 15.09.2013 | Комментарии (0)

Cкифское восстание на Боспоре в конце II в. до н.э.

Из херсонесского декрета, изданного в честь митридатовского полководца Диофанта, известно, что Диофант, ведя военные действия против войск Скифского царства в Крыму, стремившихся захватить Херсонес, уделял вместе с тем большое внимание и Боспору. Во время первого похода, готовясь к решительному наступлению на скифов, Диофант посетил Боспор и там «в короткое время совершил много очень важных дел». 

Скифия | Просмотров: 993 | Добавил: densv78 | Дата: 09.04.2012 | Комментарии (0)

Скифские погребения
 
Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки.
Скифия | Просмотров: 3247 | Добавил: densv78 | Дата: 14.02.2012 | Комментарии (0)

Религия и религиозные обряды скифов
 
Греческие писатели, в частности Геродот, донесли до нас отрывки скифских мифов, легенд и эпоса. Знакомо нам и имя родоначальника скифов Таргитая, которого греки при передаче одного из вариантов этой легенды превратили в своего героя Геракла. У различных племен степных скифов этот миф имел свои варианты. Известно кое - что и из сказочного цикла скифов. 
Скифия | Просмотров: 2416 | Добавил: densv78 | Дата: 14.02.2012 | Комментарии (0)

Оружие, посуда, искусство, культура скифов
 
Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. 
Скифия | Просмотров: 3644 | Добавил: densv78 | Дата: 14.02.2012 | Комментарии (0)

Да, Скифы мы... но не азиаты 

Распад арийского этнокультурного единства, захвативший не одно тысячелетие, явился основным фактором становления и развития великих материальных культур древности и генератором развития общественно-этнических отношений.

Скифия | Просмотров: 1912 | Добавил: densv78 | Дата: 24.02.2011 | Комментарии (0)

Скифы и сарматы

Скифо-сарматская культура явилась продуктом жизни двух народов – скифов и сарматов, происходивших от одного, иранской ветви, индо-европейского племени, но несколько в разное время выступивших на историческую арену европейской жизни. Их жизнь текла почти одновременно, но близость скифов к культурным очагам тогдашнего мира раньше ввела их в общую жизнь и приобщила отчасти ко всеобщей культуре. Скифы быстро прошли свою жизнь и ко времени Рождества Христова только местами сохранили свой облик; сарматы же выступили на их место и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки, родственные также и скифам. Исторические сведения о скифах до V в. до Р.Х. ничтожны. В V в. появляется "яркая этнографическая картина" северного Черноморского побережья, она помещена в IV кн. известной "Истории" Геродота.
Скифия | Просмотров: 7164 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Войны скифов с персами

Повернув от Иерусалима к северу, скифы в полном блеске своей славы и нагруженные богатейшей добычей возвращались по покоренным ими странам домой, в свои широкие степи – на Дон и Днепр. Однако весьма немногие вернулись на родину; большинство же из них совершенно неожиданно для себя погибло, благодаря пагубной страсти Скифов к вину, чем они отличались еще и в те древнейшие времена и чем, к несчастью, себя губят и их потомки – Русский народ. Зная непомерную жадность Скифов к вину и способность напиваться им до полного бесчувствия, Мидийский царь Киаксар, которого они покорили и заставили себе платить дань, приготовил для них при возвращении роскошное угощение и множество вина. Скифы перепились им, и когда лежали после пиршества мертвецки пьяными, коварному Киаксару не стоило большого труда убить большую часть из них; только немногие ушли домой. Сто лет спустя после описанного печального происшествия, в 530 году до Рождества Христова, страсть Скифов к злополучному употреблению вина опять оказалась для них крайне пагубной.

Скифия | Просмотров: 5542 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Библия о Скифах

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.

Скифия | Просмотров: 5913 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Образ жизни и материальная культура 

Народы скифского мира не оставили нам в наследство письменной литературы, поэтому для изучения их повседневной жизни особенно велико значение археологии. Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название «скифской триады». Три ее части — оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства. Скифская триада позволяет археологам легко определить, что раскопанный ими курган или древнее поселение принадлежали скифам. Образ жизни скифов соответствовал их хозяйственным занятиям. Большинство скифских племен вели кочевое или полукочевое хозяйство. Наиболее последовательными кочевниками были господствовавшие в степях племена, например — царские скифы Причерноморья. Лишь самое холодное время года они проводили на своих постоянных зимниках, а земледелие считали занятием своих подвластных. Многие племена вели полукочевое хозяйство, которое включало обработку земли. Часть населения Скифии жила оседло, занимаясь земледелием и скотоводством. Европейские скифы сеяли хлеб на продажу, они возделывали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок, лен и коноплю. Орудия труда скифов-земледельцев — деревянный плуг, железный серп, каменная зернотерка. Собранный урожай ссыпали в ямы-зернохранилища. Подсобными промыслами были для скифов охота и рыбная ловля.

Скифия | Просмотров: 4203 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Идеология общественного устройства скифов

Скифы сохранили представление древних ариев о трех социальных функциях — религиозной, военной и хозяйственной. Троичное деление общества повторяло устройство вселенной, состоящей из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Идеология трех функций опиралась на мифологическое предание о божественном происхождении скифов. Скифская легенда, записанная Геродотом, рассказывает, что прародителем скифов был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них на скифскую землю упали с неба золотые предметы: плуг с ярмом, секира и чаша. При приближении старших братьев золото воспламенялось, не подпуская их. И только Колаксай сумел взять золотые предметы. Поняв значение этого чуда, старшие братья передали Колаксаю всю власть и царство. От Липоксая произошли скифы, которые именовались авхата-ми. Потомков Арпоксая называли катиарами и траспиями. А царь Колаксай стал предком паралатов.

Скифия | Просмотров: 3282 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Поражение скифов от фракийцев (16в. до н.э.)

О крупном поражении, которое некогда претерпели скифы от фракийцев, сообщил римский историк Арриан. Якобы после этого поражение скифы, которые "прежде питались хлебом и занимались земледелием, жили в домах и имели города" (!), усилили скотоводство, чтобы стать более подвижными и воинственными... Что за событие имелось в виду? Во времена собственно скифские, в раннем железном веке, ничего подобного не могло бы случиться. Сильное государство Причерноморья не только не уступало фракийцам (то есть народам Северных Балкан), но напротив, безусловно доминировало над ними. Очевидно, речь может идти только о древнейших событиях эпохи бронзы; пониманию этого факта мешает только предвзятое представление, что "скифы" и "киммерийцы" - это два разных народа. Если обратиться к данным археологии, то у нас есть только одна возможность локализовать "поражение скифов от фракийцев" во времени: соотнести это событие с появлением в Причерноморье так называемой "культуры многоваликовой керамики" (16-14вв. до н.э.).
Скифия | Просмотров: 1201 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Господство скифов (ариев) над Азией в 4-3 тыс. до н.э.

Современных бронзовому веку источников по истории Великой Скифии не сохранилось, однако основные события все же можно восстановить по позднейшим сообщениям. Стоит особо подчеркнуть, что историки античной эпохи считали население южнорусских степей периода, предшествовавшего собственно скифскому, прямыми и непосредственными предками скифов железного века; вопроса о "разрыве преемственности" для них просто не существовало. Поэтому, говоря о событиях, относящихся к эпохе бронзы, они просто употребляли термин "скифы". Поступим также, как и они...  Согласно Помпею Трогу, СКИФЫ ДОБИВАЛИСЬ ГОСПОДСТВА НАД АЗИЕЙ ТРИЖДЫ. Последний период скифского господства в Азии - это, несомненно, 7в. до н.э.; события этого времени хорошо известны из античных источников. Первые же две эпохи "скифского господства", очевидно, относятся еще к бронзовому веку. 
Скифия | Просмотров: 3248 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Самоназвание киммерийцев и скифов

Название "киммерийцы" можно интерпретировать как "степняки" (ср. хеттское "гимра" - степь). Очевидно, это обозначение "географической" принадлежности, а не собственно этноним. "Скифами" называли южнорусских степняков греки, в самой же "Скифии" это слово не применялось. У Геродота сказано ясно: "ОБЩЕЕ ЖЕ ВСЕХ ИХ (СКИФОВ) НАЗВАНИЕ-СКОЛОТЫ, ПО ПРОИМЕНОВАНИЮ ЦАРЯ; СКИФАМИ ЖЕ НАЗЫВАЮТ ИХ ЭЛЛИНЫ". Подчеркнем, что название "сколоты" носила не какая-то малая часть скифов (как утверждают некоторые историки), но имено все скифы в целом; ничего другого из сообщения Геродота вывести нельзя. Почему возникло желание "сократить" ареал распространения имени "сколоты" и свести его к самоназванию небольшой приднепровской группы "скифов-земледельцев"? Да потому, что выясняется: к названию СКОЛОТЫ восходит современный этноним СЛАВЯНЕ... 
Скифия | Просмотров: 2141 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Народы Скифии

Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — «стерегущие золото грифы», а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями, причем первыми начали войну аримаспы. Истоки индоевропейства, включая скифов, во временах одомашнивания лошадей на просторах севернее Каспия и Чёрного моря указывают сторонники Курганной гипотезы. Согласно одной из гипотез, скифов связывали с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад, однако в настоящее время используется термин «сейминско-турбинский феномен», поскольку быстрое распространение определённых видов оружия было надкультурным и кратковременным явлением, хотя и имевшим последствия в евразийском регионе.

Скифия | Просмотров: 1694 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Родство древних скифов с современными народами (гипотезы)

Говоря об исторических корнях скифского народа, нельзя не упомянуть несколько современных гипотез о родстве древних скифов с современными народами. Хоть это и не имеет прямого отношения к современным скифам, которые образуют народ не по принципу "крови", а по состоянию души, тем не менее это может быть кому-то интересно, а кому-то приятно. Так, считается, что в начале Н.Э. скифы начали исчезать из своих "исторических" земель (а это огромная территория с центром в Причерноморье, простирающаяся от современной Венгрии и Балканских стран на Западе, до Средней России - междуречья Дона (Танаиса) и Воронежа* (Овжерона) - на Севере, до современного Казахстана и Сибири (Алтай и далее) - на Востоке, смешавшись с самыми разными европейскими народами. [Более того, по поводу реки, протекающей вдоль северных рубежей древней Скифии есть достаточно правдоподобная версия, что имя ее - Воронеж - происходит от иранского Вару - "широкий" (а скифы были ираноязычными племенами!). Есть и еще одна гипотеза, что "Воронеж" имеет прямое отношение к родственному скифам племени меланхленов ("черных плащей" или "черносвитов") и означает "черный, цвета ворона"]

Скифия | Просмотров: 3817 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)

Скифское искусство

Расцвет скифского искусства относится к VII—VI вв. до н. э. В Скифии были тогда всего лишь зачатки государственности, зачатки рабовладельческого строя, не было изжито родовое начало, долго не было четкого классового деления и не было письменности. Так что и в железный век на степных просторах нашей страны, как, впрочем, чуть ли не во всей Европе, долго сохранялось первобытное общество. Не башни и не грозные стены, а могильные курганы вождей — типичные памятники ранней скифской культуры, соприкасавшейся с культурой мощных рабовладельческих государств, но, несмотря на заимствования, утвердившей свою неповторимую самобытность.

Скифия | Просмотров: 7464 | Добавил: densv78 | Дата: 07.12.2010 | Комментарии (0)