Главная » Статьи » Скифия |
Образ жизни и материальная культура Народы скифского мира не оставили нам в наследство письменной литературы, поэтому для изучения их повседневной жизни особенно велико значение археологии. Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название «скифской триады». Три ее части — оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства. Скифская триада позволяет археологам легко определить, что раскопанный ими курган или древнее поселение принадлежали скифам. Образ жизни скифов соответствовал их хозяйственным занятиям. Большинство скифских племен вели кочевое или полукочевое хозяйство. Наиболее последовательными кочевниками были господствовавшие в степях племена, например — царские скифы Причерноморья. Лишь самое холодное время года они проводили на своих постоянных зимниках, а земледелие считали занятием своих подвластных. Многие племена вели полукочевое хозяйство, которое включало обработку земли. Часть населения Скифии жила оседло, занимаясь земледелием и скотоводством. Европейские скифы сеяли хлеб на продажу, они возделывали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок, лен и коноплю. Орудия труда скифов-земледельцев — деревянный плуг, железный серп, каменная зернотерка. Собранный урожай ссыпали в ямы-зернохранилища. Подсобными промыслами были для скифов охота и рыбная ловля. Кочевникам служили жилищем кибитки и юрты. Знаменитый греческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., писал о скифах: «Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестико-лесные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов... В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватит, переходят в другую местность». На долговременных стоянках использовали более удобное жилье — разборные войлочные юрты. Земледельческие племена жили в небольших неукрепленных поселках. В V в. до н.э. на Днепре (недалеко от современного Никополя) возникло крупное укрепленное поселение, остатки которого археологи называют Каменским городищем. Этот город занимал огромную по тем временам площадь в двенадцать квадратных километров. Он был главным ремесленным центром Европейской Скифии. Как полагают ученые, здесь же находилась царская резиденция. Город был обнесен двойным кольцом рвов и земляных валов. Люди жили в глинобитных домах с деревянным каркасом или в землянках. Значительная часть населения занималась ремеслом, главным образом выплавкой и обработкой металлов. Цитадель с каменными домами царя и знати была укреплена дополнительным валом и стеной из сырцового кирпича. В других областях скифского мира тоже существовали подобные города. Но большинство скифов продолжали кочевать, а временный лагерь кочевника не оставляет долговечного следа. Поэтому главными археологическими памятниками скифской культуры являются курганы. В XVIII в. в Кунсткамеру Петра I попали драгоценные вещи из курганов Сибири. В XIX в. мир узнал о сокровищах, найденных в курганах Причерноморья и Северного Кавказа. С этих находок, поразивших воображение ученых, и началось изучение скифского мира. Отправляя умершего в последнее путешествие, скифы снабжали его всем необходимым для загробной жизни. Вместе с воином клали оружие, посуду с едой и питьем, сбрую коня, посвященного умершему. Инвентарь рядовых погребений скромен, могильный холмик невысок. В царских же курганах, высота которых достигала двух десятков метров, находят множество золотых и серебряных вещей, выдающиеся произведения искусства: сосуды и другую утварь, оружие, украшения. Археология подтвердила описание похорон скифского царя, сделанное Геродотом. По его словам, вместе с господином «хоронят одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, лошадей, по отборной штуке всякого другого скота». Затем скифы «все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше». | |
Просмотров: 4234 | |
Всего комментариев: 0 | |