Главная » Статьи » Древняя Греция |
История античной философии Греции, точно так же как и история ее политического развития, в географическом отношении предполагает распространение того обычного представления о Греции, по которому Афины затмили периферию своей литературой и предшествующую историю своим золотым веком. Древняя Греция это — все греческое море со всем его прибрежьем от Малой Азии до Сицилии и от Кирены до Фракии. Естественный посредник между тремя большими материками, это море, т.е. его берега, было населено даровитейшим из народов, который, насколько простираются исторические сведения, очень рано основался на этих берегах (Гомер). В этих пределах, так называемая впоследствии метрополия, т.е. Греция европейского континента, играет сначала только второстепенную роль. Первенство же в истории культуры греков выпало на долю того племени, вся история которого указывает на более близкое соприкосновение с Востоком, именно на долю ионийцев. Сначала в 9 и 8 веках вместе с финикиянами, как мореплаватели и пираты, приобретали они все большую самостоятельность; и в 7-м столетии сделались властителями всемирной торговли между тремя континентами. Вдоль всего Средиземного моря от Понта Евксинского до столбов Геркулеса тянутся греческие колонии и торговые пункты; даже замкнутый Египет открывает свои богатства перед предприимчивым духом ионийцев. Во главе этих торговых городов и вместе с тем во главе ионического союза появляется в 7-м столетии Милет, могущественнейший и замечательнейший из городов Греции; он же делается и колыбелью науки. Ибо здесь, в малоазиатской Ионии, скопляются богатства всего мира; сюда проникают восточная роскошь, великолепие и наслаждение внешней стороной жизни. В то время, как на европейском континенте царствует еще грубость нравов, здесь начинает уже пробуждаться понимание чувства красоты жизни и ее высших интересов. Дух освобождается от заботы об ежедневных нуждах и «шутя» создает произведения благородного досуга — искусства, науки; а ведь это уже признак просвещенного ума — в часы досуга не предаваться праздности. Если, таким образом, благодаря торговле, возросшие богатства положили материальное основание свободному развитию греческого духа, то, с другой стороны, торговля же содействовала перемещению политических и социальных отношений, что, в свою очередь, оказало благотворное влияние на развитие духовной жизни и греческой философии. Сначала в ионических городах господствовало высшее сословие, которое там, по всей вероятности, происходило от воинственных дружин, перешедших во времена так называемого переселения ионийцев с европейского континента на острова. Со временем, благодаря той же торговле, образовалось зажиточное сословие граждан, которое ограничило и победило власть аристократии. Этими демократическими тенденциями воспользовались частью смелые и честолюбивые люди, частью благоразумные патриоты, чтобы, по низвержении власти знати, ввести единодержавие, уравновешивающее по возможности интересы всех сословий. Тирания на демократическом основании есть типическая форма правления этого времени. Она распространяется, сопровождаемая всегда жаркою, часто продолжительною, борьбой партий, из Малой Азии на острова и также в европейскую Грецию: Тразибул в Милете, Поликрат на Самосе, Питтак на Лесбосе, Периандр в Коринфе, Пизистрат в Афинах, Гелон и единодержавие, уравновешивающее Гиерон в Сиракузах. Дворы их делаются средоточием умственной жизни, они привлекают к себе поэтов, основывают библиотеки и оказывают поддержку всякому стремлению в области искусства и литературы.С другой стороны, лишение политической власти принуждает аристократов к враждебному удалению: недовольные порядком вещей, обращаются они к частной жизни, которую скрашивают дарами музы. Гераклит может служить выдающимся примером такого положения дел. Так-то, вот, стечение обстоятельств благоприятствовало различными путями развитию и распространению духовных интересов. На этом фоне развивалась греческая античная философия. Это обогащение самосознания, этот рост высшей культурной деятельности у греков VII и VI столетий сказался прежде всего в развитии лирической поэзии, в которой постепенный переход от выражений общих религиозных и Политических чувств к выражениям личного, индивидуального чувства составляет типический процесс. В страстном возбуждении внутренней политической борьбы личность сознает свое собственное достоинство и свои права, и старается проявить их во всех направлениях. Рядом с лирической поэзией порождается со временем сатирическая, как выражение резко и остроумно развитого отдельного мнения, и — еще более характерный продукт направления времени, так называемая гномическая поэзия, содержание которой составляют сентенциозные размышления на нравственные темы. Это моральное направление, выражающееся также в баснях и в другого рода литературных произведениях, можно рассматривать, как симптом более глубокого движения народного духа. купить контент для сайта | |
Просмотров: 4130 | |
Всего комментариев: 0 | |