MENU
Главная » 2011 » Январь » 15 » Восточные цивилизации
09:27
Восточные цивилизации
 Восточные цивилизации

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего
Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. Еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.

Культура
Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:" Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".

Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру,
конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения "ли" ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба"(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.

Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д.

Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное.

И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне - так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".

Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

1. Большая Советская Энциклопедия, том 13.
2. Всеобщая История Искусств, том 1.
3. Основы современной цивилизации, под редакцией проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.

Категория: Цивилизации | Просмотров: 3997 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 15
15 Татьяна  
Общепринято деление локальных цивилизаций на два главных типа: западные и восточные цивилизации. Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.

14 Карделия  
История Древнего Востока — первая глава истории человечества, история цивилизаций, генетически предшествовавших эллинству и христианству.V-XV вв. были одновременно временем существования и развития восточных государств и обществ, возникновение которых относится к глубокой старине и формирования новых самобытных цивилизаций.

13 Лилит  
Восточная цивилизация очень сильна)
всё крутится вокруг них,достойны уважения)

12 Gazinur27  
согласен с sergey. Восточные цивилизации действительно удержались под натиском Запада, а сейчас и в самом деле сами оказывают давление на Запад.

11 emone  
Япония действительно очень интересная страна.Как-то довелось побивать там.Так вот скажу что так как там относятся к своей роботе(с преданостью и любовью) так не относятся граждани ни одного государства в мире.Воистину лучшая из Восточных Цивилизаций

10 Елена  
Еще не известно, где была бы Запад, если бы не воспользовался достижениями восточных цивилизаций (тот же порох и бумага). А восточная медицина, вообще, все больше проникает в Европу и все чаще доказывает свою жизнеспособность. Думаю, достижения китайцев на последней Олимпиаде не обошлось без нее.

9 маманя  
не буду участвовать в споре )))
лично у меня из тех трех восточных цивилизаций, что указаны в статье уважение сегодня вызывает только Япония. Индия и Китай все соревнуются, у кого населения больше. Китайские вещи славятся свой ширпотребностью, дешевизной и низким качеством. Где остатки той великой, могущественной империи? или только мы видим самую неприглядную сторону этой когда-то великой страны...

8 makx  
По моему влияние восточных цивилизаций на Запад было во все времена довольно значительным, тем более сегодня большое влияние на жизнь всего мира и как раз западная цивилизация скорее всего не устоит под натиском с Востока.Что восточная цивилизация, что западная они могут и дополнять друг друга.

7 Светлана  
Согласна с sergey. Западная цивилизация в конце концов падет под натиском восточной. Такого отношения к традициям, религии, ценностям как на востоке нет ни в одной западной стране. И пока мы забываем наши корни, они укрепляют свои позиции. Китай фактически уже является ведущей мировой державой в экономической сфере, а это уже очень о многом говорит. Темпы роста экономики Китая не сравняться ни с одной страной мира.

6 Komsomol  
Ну это взгляд обывателя Марина и не важно совсем, что весь мир одевается в китайские шмотки. Главное то что они хранят свои традиции в отличии от многих европейских народов и здесь восточная цивилизация действительно впереди планеты всей.

5 Marina  
Не согласна с тем, что Восток не устоял в споре с Западом. Восток, как известно, - дело тонкое! :-) Неторопливо, последовательно и вдумчиво Восток "переварил" достижения Запада, не потеряв при этом свою самобытность, своё "я". И теперь он так же мягко и нежно, как уссурийский тигр, крадётся по владениям Запада, подчиняя их себе. Посмотрите на наши рынки и базары, на продаваемые в странах СНГ одежду, обувь, ширпотреб, сантехнику и Бог знает что еще - львиная доля имеет надпись "маде ин Чина". Думаете на Западе иначе? А нифига! Английская одежда знаменитейшей "Маркс анд Спенсер" шьется в Китае. Канада тоже вся щеголяет в китайском. И т.д. и т.п. Одна лишь разница - для Западного рынка качество выше, чем для СНГ. Но это уже детали :-)

4 Екатерина  
Я согласна с Сергеем, восточная цивилизация одна из самых древних, а сейчас ещё немного и Восток переплюнит Америку по значимости! Сейчас куда не кинься везде Китай!

3 Oblik  
Я что-то не пойму о чем речь ребята какая разница? Что восточная цивилизация, что западная они могут и дополнять друг друга.

2 Север  
Ну это как посмотреть если вы имеете ввиду традиции восточных цивилизаций то мне кажется они никакой опасности для западной цивилизации представлять не могут а кроме традиций им по большому счету предоставить нечего.Согласен на данном этапе Китай и Япония сильны в технологиях, культурно богаты, сохранили свою самобытность. А вот у Индии кроме традиций ничего пока нет. Врядли Запад прогнется перед Восточными цивилизациями.

1 sergey  
Я бы не сказал, что восточные цивилизации не устояли под натиском с запада. По моему влияние восточных цивилизаций на Запад было во все времена довольно значительным, тем более сегодня мы видим очень большое влияние на жизнь всего мира и как раз западная цивилизация скорее всего не устоит под натиском с Востока.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]