Главная » Статьи » Древний Китай |
Центральным понятием легизма является закон – фа 法, который считается самым правильным способом управления обществом. Творить закон должен лично государь. Основоположником легизма был Шан Ян – государственный деятель и мыслитель, живший в 4 веке до н.э. Центральными теоретическими памятниками легизма являются «Книга правителя области Шан», написанный Шан Яном и трактат «Ханьфэй-цзы» ученого Хань Фэя. В «Книге правителя области Шан» была сформулирована программа реформ, позволяющая создать в стране сильную централизованную власть и усилить роль государства. Некоторые реформы были прямо направлены против простого народа – увеличение налогов, запрещение переселения, а некоторые – против чиновников – регламентация их деятельности, сокращение их численности, ужесточение наказаний. Реформы также были направлены против ученых, которых причисляли к бездельникам и наказывали и против торговцев, для которых был введен высокий налог. Так же, как и моизм, легизм был против возвращения к древности. А Хань Фэй, развивая концепцию легизма в 3 веке, и вовсе считал, что не надо следовать древности, а смотреть в будущее. Можно сказать, что в некотором роде идеи легизма были успешны. Шан Ян сумел начать проведение своих реформ. Хань Фэй также был приглашен на государственную должность. Но закончили они оба плохо. Одного убили, другого подставили. После конца династии Цин, легизм никогда более не использовался в Китае так, как это было раньше. Значение легизма Казнь Шан Яна не привела к отмене его реформ, и после длившихся более столетия войн государство Цинь, ставшее благодаря централизации, сформированию мощной армии и дисциплинированного чиновничества сильнейшим государством тогдашнего Китая, сумело, разгромив остальные царства, объединить Китай. Успеху политики, направленной на создание тоталитарного государства, способствовало то обстоятельство, что царство Цинь, расположенное на дальней западной окраине Китая и рассматривавшееся как полу варварское, почти не имело собственной аристократии и культурных традиций. Философ Сюнь-цзы, посетивший Цинь, рассказывал по возвращении, что в этом царстве боятся чиновников, что там не соблюдают правил благопристойности, не исполняют музыкальных произведений и что там нет ученых людей. Неудивительно, что в таком государстве антикультурная доктрина не встретила сильного сопротивления. Легистское мышление способствовало и тому, что законом одобрялось применение пыток для получения признания вины. От легистов исходила и идея коллективной ответственности, которая давала возможность в полном соответствии с законом уничтожать всех родственников «изменников» и «бунтовщиков». Новейшие исследования достаточно убедительно свидетельствуют о том, что еще недавно не вызывавший сомнения тезис о конфуцианском государстве в Китае нуждается в пересмотре. Китайское государство (разумеется, испытавшее влияние и конфуцианских идей) в основном складывалось под влиянием идеологии легизма. | |
Просмотров: 13112 | |
Всего комментариев: 0 | |