MENU
Главная » Статьи » История России

Этническая история волго-уральских татар
Этническая история волго-уральских татар

Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно связывают с волжскими булгарами, этнический состав которых был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме тюркского племени собственно булгар известны такие племена как берсилы, эсегелы, савиры (сувары) и др. Истоки некоторых из этих племен уходят в гунскую (Гунны - древнетюркские племена Центральной Азии известны как соседи Китая в последние века до н.э. В IV в. н.э. появляются в Европе, способствуя "великому переселению народов") среду, позже упоминаются среди хазар (Хазары - тюркские племена, создавшие первое раннефеодальное государство на территории Юго-Восточной Европы в VII-X вв.).

Существенную роль в формировании булгар сыграли финно-угорские группы. В составе Волжско-Камской Булгарии (Волжская Булгария - первое раннефеодальное государственное объединение Северо-Восточной Европы, расположенное по среднему течению Волги и в Закамье в X-XIII вв.) из многих племен и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Устоявшиеся в течение VIII- начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г. монгольским нашествием. Завоевателями были разрушены города и села, особенно расположенные в центре страны. Часть булгар переселяется на север (в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р. Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р. Чепцы, заложив тем самым этническую основу чепецких или нукратских татар. После монгольского завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды (Золотая Орда – крупнейшее средневековое государство Евразии, образовано в 1243 г. Достигнув в первой половине XIV в. расцвета своей культуры в 30-40-х годах XV в. Золотая Орда пришла к окончательному упадку).

Золотоордынский период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье, в район современной Казани. В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство (Казанское ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем Поволжье после распада Золотой Орды.
Завоевано Русским государством). Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением.

Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды. Во время распада Золотой Орды оказались на территории золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния Московского государства. Формирование касимовских татар как самостоятельной группы происходило в рамках Касимовского ханства (1452-1681 гг.), являвшегося буферным княжеством между Москвой и Казанью, полностью зависимым от Русского государства. Население уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из пришлого золотоордынского населения (господствующий слой), мишарей, мордвы, чуть позже русских, оказавших определенное воздействие на их культуру. С середины XVI в. этническая история татар определялась многообразными связями с этническими процессами, протекающими в рамках Российского многонационального государства, в состав которого после разгрома и захвата Казани с 1552 г. были включены и казанские татары.

Этнические территории татар в средневековье занимали обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья), Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - нач. XX вв. Однако в этот период среди татар наблюдались и интенсивные
миграционные процессы. Особенно интенсивными они были среди волго-уральских татар. Активное переселение татар из Среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства, хотя в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше. Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально-экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского региона. В пореформенный период татары-переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья через
северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в Западную Сибирь и Среднюю Азию.

Другим направлением миграций татар из рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII- нач. XX вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30-х вв. XIX в. - 17,4%, а в начале XX в. - превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех татар Зап. Сибири. Исторически все группы татар имели заметный слой городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств. Однако после присоединения Казанского, Астраханского (Астраханское ханство (1459-1556 г.г.) - феодальное государство на Нижней Волге, столица г. Астрахань - крупный центр транзитной торговли) и Сибирского (Сибирское ханство (1429-1582 г.г.) - феодальное государство, располагавшееся между Уралом и Иртышом, со столичными в разное время городами Тюмень, Кашлык, Тобольск) ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко сократилась. В итоге социально-экономических преобразований XVIII-XIX вв. урбанизационные процессы среди татар начали развиваться довольно интенсивно. Тем не менее урбанизированность оставалась довольно низкой - 4,9% от общей численности волго-уральских татар на нач. XX в.

Большая часть татар-горожан проживала в крупных городах региона - в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Троицке и др. Кроме того, выходцы из Среднего Поволжья и Приуралья проживали в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и др.), Закавказья (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татарского населения произошли в XX в.

В результате урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения страны стали городскими жителями. В 1979-89 гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза.

Массажист в салоне красоты Отрадное - качественно.
Категория: История России | Добавил: densv78 (15.02.2011)
Просмотров: 3368 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Kamil  
Хорошая статья, большое спасибо.

Но, представляется, следует все же учесть, что, как совершенно верно написал доктор исторических наук Д.М. Исхаков, "подлинная история татар - народа во всех отношениях исторического, еще не написана” . Причиной тому, видимо, яляется запрет на освещение полной и подлинной истории татарского народа романовскими и советскими идеологическими руководителями. Ну а современные официальные историки, будучи учениками советских историков, увы, так и не успели "перестроиться", и не торопятся (или по определенным причинам не могут) пересматривать догмы колониальной истории Романовых и тоталитарной идеологии большевистских руководителей.

Но хочу сказать, что в последнее время вышли отличные труды по освещению подлинной и наиболее полной истории татар. Предлагаю обратить внимание на книги и статьи независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р. Еникеева, в которых наиболее сжатом виде отражено содержание "новой, - вернее, старой, но хорошо забытой" концепции истории татарского народа: http://tartareurasia.ucoz.com/

Стоит сказать, что в работах Г.Р. Еникеева, которым по освещению подлинной истории татарского народа "проделан колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту" (Рафкат Галими), "в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа" (Д.М. Исхаков). См.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]