Главная » Статьи » Византийская империя |
38-летнее правление Юстиниана было внешне и кульминационным и переломным периодом ранневизантийской истории. Многое было сделано и укреплено в эти годы. В объяснении этого "взлета” Византии личности самого Юстиниана, "огромному и разнообразному делу его колоссального честолюбия” отводят немалое место. Кроме несомненного ума и способностей он обладал бесспорным организаторским талантом, необычайной работоспособностью ("император, который никогда не спит”), чрезвычайным упорством и настойчивостью в достижении своих целей. Исследователи, изучавшие его законодательство, отмечают последовательное и планомерное проведение им своей линии, концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывал и взвешивал. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядей Юстином, Юстиниан получил превосходное аристократическое воспитание при дворе, великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд крупных должностей, долгое время был пароном партии венетов, а, следовательно, активным участником борьбы партии. На престол вступил в возрасте 45 лет, предельно зрелым для того времени. Не только собственные честолюбивые замыслы, но и реальное состояние империи требовали комплекса новых социальных мероприятий и реформ. Вероятно, не только с великодержавными амбициями Юстиниана и достаточно благополучным состоянием империи в начале шестого века было связано развернувшееся в последующие годы наступление на Западе. В борьбе с ростом могущества крупных землевладельцев Юстиниан пытался опереться на недовольных мелких и средних земельных собственников – куриалов, а также на ущемляемую светскими землевладельцами в своих имущественных интересах церковь. В отношении упрочения положения сословия куриалов принятые Юстинианом меры проводились последовательно. Политика по отношению к церкви была значительно сложнее по своему характеру и содержанию. Юстиниан пытался увеличить богатство и могущество церкви. Он рассматривал церковь во многом в духе римских государственных традиций, в неразрывной связи с интересами государства. Церковь становилась более тесно привязанной к государству, его политике, союзником по целенаправленному смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этой целью Юстиниан всячески поощрял создание новых монастырей. Создание монастырей частично возрождало обработку заброшенных земель, сокращало число недовольного неимущего населения, не имевшего средств для ведения самостоятельного хозяйства. Церкви отводилась особая роль в реальном смягчении социального недовольства в городе. Административные реформы Юстиниана, в частности запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию. В эпоху Юстиниана Константинополь окончательно превратился в крупнейший город империи, крупнейший центр производства – военного, предметов роскоши, судостроения и торговли. При Юстиниане был перестроен и обновлен Большой дворец, отстроены с необычайной пышностью сгоревшие кварталы, был выстроен последний новый квартал на противоположном берегу Босфора. На площади 24 кв. км жило в шестом веке около 350 тыс. жителей. Были отстроены и церкви столицы, фактически заново с неслыханной роскошью выстроена церковь св. Софии. Огромное строительство, как гражданское, так и церковное, было развернуто и осуществлено в империи, отстраивались государственные учреждения, дворцы и палаты правителей. Было проведено и огромное военное строительство – целостной системы крепостей и оборонительных сооружений. При Юстиниане завершается становление многого, ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике Константинопольской школы в самом широком смысле этого слова. | |
Просмотров: 7052 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | ||
| ||