Главная » Статьи » Российский флот |
Строительство первой русской подводной лодки непосредственно связано с именем создателя отечественного флота, Петра I. В 1718 году ему была подана челобитная от московского крестьянина Ефима Никонова, в которой он писал, что готов изготовить судно, которое в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли и "ходить в воде потаенно", то есть скрытно, не показываясь из воды. Петр I оценил важность этого изобретения и в январе 1720 года дал приказ начать строительство подводного судна. Во всех официальных документах той поры его стали называть "потаенным судном". Через четыре года на Галерном дворе в Петербурге начали спуск на воду этого судна, но при этом было повреждено его днище и испытание не состоялось. После смерти царя изобретением Никонова перестали интересоваться и лодка "за ветхостью" пошла на слом. Однако первое русское подводное судно не осталось в забытье. Благодарные потомки помнят о нем и гордятся его изобретателем. Не имея собственного имени, оно вошло в историю отечественного флота под названием "потаенное судно Никонова", а год начала его строительства можно считать годом зарождения подводного флота России. В течение последующих десятилетий идея возможности строительства подводных лодок не покидала умов корабелов и инженеров, но для практической реализации не существовало технических возможностей. Систематическое строительство подводных кораблей началось в России после постройки в 1902 году инженером И.Г. Бубновым лодки "Дельфин". Со времен Петра существовал строгий порядок, по котором названия военных кораблей утверждал глава государства - царь, или, от его имени, Морское Министерство (Адмиралтейств-Коллегия). К началу XX столетия Морским Министерством была разработана четкая система наименования кораблей, по которой определенному классу кораблей соответствовали определенные традиции наименования. По этой классификации подводные лодки "как новый вид оружия" должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок: скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли: "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог". Имена некоторых дореволюционных подводных лодок вошли в историю отечественного кораблестроения и боевую летопись флота. Прежде всего это первый в мире минный заградитель "Краб" и активные участники боевых действий в годы первой мировой войны: "Тюлень", "Волк", "Морж", "Пантера". Поистине героическую судьбу имеет упомянутая подводная лодка "Пантера". Построенная в августе 1916 года, она стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трех войнах: империалистической, гражданской и Великой Отечественной. В компанию 1916 года ее экипаж уничтожил канонерскую лодку и повредил еще один корабль противника - это были ее первые победы. После Октябрьской революции "Пантера" участвовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, в обороне Петрограда с моря, в боях против белофинских кораблей на Ладожском озере. 31 августа 19191 года "Пантера" потопила у острова Секар новейший английский эскадренный миноносец "Победитель". Так был открыт боевой счет вражеским кораблям, потопленным советскими подводниками! Этот подвиг сделал имя "Пантера"известным всему миру. Оно вызвало радость и восхищение защитников Советской республики и лютую злобу врагов. После гражданской войны лодка служила для подготовки кадров подводников. В конце 1922 "Пантера" сменила название на "Комиссар", однако моряки продолжали называть ее прежним именем. Так они проявляли любовь и верность к своему кораблю, тем более, что с именем "Пантера" были связаны славные боевые подвиги. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила боевой разведывательный поход, а затем ветеран использовался как подзарядная станция. Почти 40 нелегких морских лет прослужила эта лодка. Ныне для ее ветеранов-моряков учрежден специальный памятный знак "Память "Пантеры"", - это единственная в нашем флоте отличительная награда, связанная с именем подводной лодки. После окончания Гражданской войны началось восстановление военного флота. Старые подводные лодки ремонтировались, укомплектовались материальными средствами и экипажами, возобновлялись прерванные войной работы по строительству новых судов. В начале 1923 года многие боевые корабли советского военно-морского флота получили новые имена, в которых отразился дух того революционного времени. Пафос классовой борьбы отразился в новых традициях. На бортах боевых кораблей появились имена, прямо указывающие , чьи интересы и какие идеалы защищают красные моряки. На защиту балтийских границ вышли лодки: "Рабочий", "Батрак", "Пролетарий", "Коммунар", "Товарищ", "Краснофлотец", "Красноармеец", "Комиссар", "Большевик". Черноморские рубежи оберегали "Шахтер" (бывшая "Незаможный" (до 31.12.1922 - АГ-23), "Марксист" (бывшая "Им. тов. Троцкого"), "Политработник" (бывшая "Им. тов. Каменева"), "Коммунист" (бывшая "Им. тов Луначарского"). В 1925 году Реввоенсоветом республики была принята новая программа военного кораблестроения, в которой ведущее место уделялось строительству подводных лодок. Поэтому первым боевым кораблем, спроектированным советскими инженерами стало подводное судно. Этот проект воплотился в серию подводных лодок: "Декабрист" (Д-1), "Народоволец" (Д-2), "Красногвардеец" (Д-3), "Революционер" (Д-4), "Спартаковец" (Д-5), "Якобинец" (Д-6). Эти символические имена непосредственно связаны с российским и международным революционно-демократическим движением. Они были как бы продолжением уже сложившейся традиции наименования советских лодок, которая не только отражала этапы борьбы трудового народа за свободу, но и подчеркивала преемственность поколений бойцов, веру советский людей в идеалы революции. К сожалению, при наименовании последующих подводных лодок произошли некоторые нарушения сложившейся традиции. Так, при строительстве минных заградителей планировалось, что первый из них будет называться "Ленинец" /Л-1/, а далее пойдут "Марксист" /Л-2/, "Большевик" /Л-3/, Гарибальдиец" /л-4/, "Чартист" /Л-5/, "Карбонарий" /Л-6/. Однако, в процессе постройки лодки Л-2 и Л-3 были переименованы соответственно в "Сталинец" и "Фрунзец". Таким образом было нарушено старое морской правило, по которому в составе морского флота не должно было быть двух кораблей, названных в честь одного человека, даже если их названия не схожи. С такого прецедента родилась новая традиция наименования советских подводных лодок. Следующими "именными" лодками стали: "Ворошиловец" /Л-7/, "Дзержинец" /Л-8/, "Кировец" /Л-9/, "Менжинец" /Л-10/. В 1936 году Главный Совет ВМФ принял решение, что будущие лодки из серии 2ленинцев", будут носить имена "Свердловец" /Л-11/, "Молотовец" /Л-12/, "Куйбышевец" /Л-13/, "Калининец" /Л-14/, "Чапаевец" /Л-15/, "Блюхеровец" /Л-16/, "Ежовец" /Л-17/, "Смирновец" /Л-18/, "Горьковец" /Л-19/. Рождение этих названий было прямым проявлением утвердившегося в те годы культа "вождей народа". Появление каждого из них преподносилось в печати, как "выражение воли трудового народа и его любви" к лидерам партии. В действетельности ни одно из этой серии имен не могло пройти бей утверждения "отцом флота" - Сталина. Именно от его "царской" благосклонности зависели имена кораблей и судов флота. Были и в советском подводном флоте и другие традиции наименования кораблей. Например, у лодок серии Щ - "щуки", применялась старая морская традиция - давать "рыбьи" имена: "Щука" /Щ-301/, "Окунь" /Щ-302/, "Ерш" /Щ-303/ и другие. Всего в составе довоенного флота было более 40 лодок с "рыбьими" названиями. Примечательна судьба строительства и наименования лодки из этой серии - Щ-304. В 1922 году, на основе указаний В. И. Ленина и ЦК Партии, учитывая исключительно важное значение флота в обороне страны, V съезд РКСМ взял шефство комсомола над Красным Военно-Морским флотом. В день 12 годовщины РККА ЦК ВЛКСМ принял решение собрать средства и построить через год подводную лодку, наименовав ее "Комсомолец". В газете "Комсомольская правда" в поддержку этого почина был опубликовано стихотворение Владимира Маяковского "Подводный комсомолец": Гудком разиньте глотку, На комсомольские рубли Мы выстроим подлодку. Молодежь горячо откликнулась на патриотический призыв. Ровно через год 23 февраля 1930 года, в день Советской Армии состоялась закладка подводной лодки Щ-304, которую назвали "Комсомолец". Так было положено начало традиции строительства подводных лодок с "комсомольскими" именами. После 1940 года в ВМФ СССР вошли бывшие лодки буржуазной Эстонии: "Лембит", "Калев" и Латвии: "Ронис", "Спидола", названные так в честь былинных и народных героев народов Прибалтики. Среди советских лодок, имеющих собственные имена, были и три лодки типа "П". Их назвали в честь центральных газет партии большевиков: "Правда", "Звезда", "Искра" (первоначально хотели назвать "Правдист", "Чекист", "Искровец"). Суровым испытанием для всей нашей Родины явилась Великая Отечественная война. Она убедительно доказала боевую ценность подводного флота, высокий героизм и мастерство советских подводников. Несмотря на все трудности продолжалось строительство и модернизация кораблей. В конце 1942 года, вдова флотского политработника Л.М.Лободенко, обратилась к правительству с просьбой обратиться с призывом к женам моряков собрать средства на строительство подводной лодки - "Месть". 18 июня 1843 года лодка под таким именем вступила в строй. Патриотическое движение североморцев нашло широкий отклик среди советских людей. Вскоре флот пополнился новыми лодками, построенными на сбережения трудящихся: "Рыбник Донбасса" (М-202), "Героический Севастополь" (С-14), "Иркутский рыбак" (М-203), "Колхозница" (С-15), "Советская Сванетия" (С-17), "Герой Советского Союза Нурсеитов" (С-16). Кстати, это последняя подводная лодка, собранная на средства комсомольцев Казахстана, была названа в честь живого человека. Связист бригады морской пехоты Нурсеитов не погиб в бою, а попал в плен. После войны он вернулся на родину. Закончилась война, на флот пришли новые, более мощные корабли. Новое поколение военных моряков продолжает бережно хранить славные традиции советских подводников. И, как заведено, лучшей памятью о погибших и доблестно воевавших кораблях военной поры служат их имена на бортах новых кораблей. Конечно, прошедшие после войны события в нашей стране нашли свое отражение в наименовании кораблей. не все их названия можно назвать удачными. Были среди них и "парадные", "юбилейные" типа "50 лет СССР", "60 лет Великого Октября". Такие не "морские" имена, всегда не нравившиеся морякам, еще к тому же и не удобны. | |
Просмотров: 6249 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |