MENU
Главная » Статьи » Правители России

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ «КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» (960 – 1015)

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ «КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» (960 – 1015)
Великий князь. 980 – 1015

С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашей страны: КРЕЩЕНИЕ РУСИ! Христианство, пришедшее на смену язычества, обновило Русь и указало ей новую историческую дорогу: ведь вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на родном славянском языке...

Поначалу Владимир был ярым приверженцем язычества. Он установил на киевских холмах новые статуи языческих идолов: главного языческого бога Перуна с серебряной толовой и золотыми усами, а рядом с ним Хорса, Даждьбога, Стрибога, Мокоши. Идол Перун был также поставлен и в Новгороде. Этим идолам приносились жертвы, и не раз русская земля обагрялась невинной кровью. Один из случаев кровавого жертвоприношения описан в летописи. Возвратившись в 983 году в Киев из похода после победного завоевания страны ядвигов (латышей), Владимир решил принести жертву языческим идолам. Старцы и бояре подсказали: «кинем жребий на отроков и девиц: на кого он падет, того принесем в жертву богам». Жил в это время в Киеве один варяг, который побывал в Греции и принял там христианскую веру. Вот на его-то молодого сына и пал слепой жребий. Но старый варяг отказался отдавать сына: «У вас не боги, а дерево: нынче есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят.., не дам сына своего бесам!» Разъяренная толпа растерзала и отца, и сына. Эти люди, таким образом, были первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их под святыми именами Феодора и Иоанна.

Предания рисуют Владимира-язычника человеком жестоким, кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях. Особенно поражает его необузданное женолюбие: у него было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Среди его наложниц была и вдова убитого им брата Ярополка, Юлия, которую он взял себе беременною и которая родила ему Святополка. Кроме того, Владимиру часто приводили для растления замужних женщин и девочек. Языческая вера разрешает многоженство. У Владимира было пять законных жен, среди которых первой супругой была Рогнеда, взятая им в жены насильно.

Возможно летописцы сознательно рисуют Владимира-язычника только черными красками, чтобы более ярко показать чудотворное воздействие на него христианской веры. Начав сомневаться в разумности язычества, Владимир стал искать истину в других верах. На Руси в течение длительного времени постепенно укоренялось христианство. Христианкой умерла и бабка Владимира, Ольга.

Представители соседних народов пытались склонить Владимира каждый в свою веру, чтобы сделать великого князя единоверцем. Летопись рассказывает вот что: «Пришли к Владимиру магометане и сказали ему: «Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету». «Какая же ваша вера?» – спросил Владимир. Описание магометова рая пленило воображение князя, однако он отверг магометанство за то, что обрезание казалось ему ненавистным обрядом, а запрещение пить вино – уставом безрассудным. «Вино, – сказал он, – есть введение для русских; не можем быть без него». Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы, католического патриарха. Великий князь отослал их обратно: «Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, – отвечали проповедники, – но Бог во гневе своем расточил нас по всем землям чуждым». «И вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир. – Мы не хотим, подобно Вам, лишаться своего Отечества».

Для окончательного решения, какую веру принять для Руси, государь послал десять благоразумных людей в разные страны. Послы видели скудные магометанские храмы «с унылыми молениями и печальными лицами верующих»; богослужения католические «с обрядами без всякого величия и красоты». Наконец, в константинопольском христианском храме священная важность и таинственность обрядов среди богатых одежд духовенства, красоты икон, благоухания фимиама и сладостного пения клироса покорили русских посланников. Им показалось, что «Сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется». Возвратясь в Киев, послы сказали Владимиру: «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился стать христианином. Конечно, он мог креститься и в Киеве, где давно уже были и церкви, и христианские священники. Но он хотел сделать это с блеском и величием, достойным великого князя и Руси. Он решил «завоевать Христианскую веру и принять ее святыню рукой победителя». В 988 году Владимир, захватив греческий город Херсонес, послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город; слышу, что у Вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что и с Херсонесом». Императоры отвечали: «Не следует христианам отдавать родственников за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь». Владимир ответил согласием. Не хотелось греческой царевне ехать в незнакомую пугающую страну. «Иду точно в полон. Лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее: «А что, если Бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати; видишь, сколько зла наделала Русь грекам». И Анна покорилась.

В Херсонесе Владимир крестился, приняв в христианстве имя Василий. Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение князь во время крещения прозрел. Вслед за крещением состоялся брак его с Анной, родившей впоследствии Владимиру сыновей, Бориса и Глеба. По возвращении в Киев Владимир крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное КРЕЩЕНИЕ РУСИ было совершено в Киеве 1 августа 988 года. Сам великий князь с митрополитом и греческими священниками, прибывшими из Корсуня, присутствовал при крещении. Устремив в радости и восторге взор на небо, Владимир громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослави сих новых чад твоих; дай им познать Тебя, Бога Небесного! Утверди в них веру правую! Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойное Святое Имя Твое...» «В сей великий день, – говорит летописец, – земля и небо ликовали». Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и выполнения обряда крещения получали новые имена. Языческие идолы были низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна, привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать человек били истукана палками на поругание бесу, который этим именем прельщал народ.

После крещения киевлян великий князь приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. На их местах устанавливались христианские храмы, богослужение в которых шло по книгам, переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием. Вероятно ими же была переведена на славянский язык и наша Библия. Сначала готовые церковные книги шли на Русь из Болгарии, а потом, когда и между русскими появились грамотные люди, книги стали переводиться и на Руси. Таким образом вместе с христианством пришла на Русь и грамотность.

Для ускорения распространения новой веры и просвещения русских великий князь приказал брать детей у состоятельных родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому на Руси за последующие два десятилетия выросло новое поколение людей, ставших проводниками просвещения и христианства в Отчизне. Много стал заботиться Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор народ отовсюду; кормил, поил всех пришедших, а для тех, кто не в состоянии был приходить на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.

Интенсивно занимался Владимир и строительством церквей, для чего из Греции были вызваны «каменосечцы и созидатели палат каменных», а также те, кто раскрашивал новые постройки. В самом Киеве князь построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую Десятинную, получившую название оттого, что князь назначил на ее содержание и содержание духовенства десятую часть княжеских доходов. Десятинная церковь была построена на том самом месте, где в 983 году пострадали за христианскую веру отец и сын – святые Феодор и Иоанн.
Многое сделал Владимир и для укрепления Русского государства, подчинив своему влиянию целый ряд славянских племен, живших на востоке от великого водного пути «из варяг в греки». Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

Особенно много хлопот и забот доставляли тогда русским степные варвары-печенеги, став для Отчизны настоящим бедствием. В 993 году Владимир выступил против них. Летописец рассказывает, что когда русское войско встретилось с печенегами на берегах Трубежа, князь печенежский предложил Владимиру решить судьбу битвы поединком своих богатырей. «Ежели русский убьет печенега, то обязан тогда я три года не воевать с вами; а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать твою землю». И поединок состоялся. Против страшного великана-печенега вышел малорослый юный русич, который неожиданно крепкими мышцами своими даванул печенега и мертвого ударил о землю. Воспрянувшая духом княжеская дружина бросилась на войско печенегов, которое едва спаслось бегством. В память об этом событии Владимир заложил на берегах Трубежа город и назвал его Переяславлем, ибо юноша русский «переял» у врагов славу. Для ограждения Руси от нападения чужеземцев по указанию Владимира строились оборонительные рубежи с новыми городами и крепостями. А чтобы предупреждать нападения незваных гостей, по окраинам Руси беспрестанно несли службу воины-богатыри. Дружины богатырские своими подвигами во имя Родины оставили в ее памяти неизгладимый след: из поколения в поколения передавались и передаются былинные легенды об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других чудо-богатырях...

Необычной была жизнь у первого крестителя Руси. Много изустных сказаний, легенд и выдумок ходило о нем в связи с его необычной государственной, духовной и личной жизнью. Великий князь был известен своим хлебосольством и дружелюбием с соседями. Сам Папа Римский, но преданию, непрочь был принять Русь под свое начало. Дунайская Болгария и Греция охотно торговали с русскими купцами... Все говорило о благополучии страны и силе ее великого князя. Но судьба не пощадила Владимира в старости. В 1014 году сын его Ярослав, княживший в Новгороде, отказался присылать в Киев по две тысячи гривен, как делали это ранее все новгородские посадники, Владимир сказал: «Исправляйте дороги и мостите мосты». Он готовился к походу против Ярослава, но разболелся и умер 15 июля 1015 года, горько оплакиваемый народом. Тело Владимира Святославича было заключено в мраморную раку и поставлено в центре киевского храма Богородицы рядом с гробницей его супруги Анны.
Русская православная церковь причислила князя Владимира к лику Святых, назвав его Равноапостольным за ревность к Вере Христовой!

– У великого князя Владимира было пять законных жен. Кроме того он взял в наложницы беременную жену убитого им брата Ярополка, ЮЛИЮ, которая родила сына Святополка, усыновленного Владимиром.

– Предание повествует, что гордая РОГНЕДА, княжна полоцкая, некогда насильно взятая в жены Владимиром, страстно полюбила князя. Но Владимир уже охладел к ней, Рогнеда не могла перенести этого. Однажды, когда Владимир пришел к ней и заснул, она хотела зарезать его ножом, но в это время князь проснулся и схватил ее за руку. Тут она начала говорить ему: «Уж мне горько стало: отца моего ты убил и землю его полонил для меня, а теперь не любишь меня и младенца моего». Владимир решил убить Рогнеду. Он велел ей одеться в свадебный наряд, сесть на богатой постели и дожидаться его. Рогнеда догадалась о намерении супруга и, дав меч в руки сыну своему Изяславу, наказала: «Смотри, когда войдет отец, ты выступи и скажи ему: «Разве ты думаешь, что ты здесь один?» Услышав от сына эти слова, Владимир бросил свой меч и отказался от злой мести. Он построил город, названный Изяславом, и дал его Рогнеде с сыном.

– АННА, греческая царевна и последняя супруга Владимира, помогла великому князю вместе с митрополитом и духовенством составить «Закон о судах церковных». Умерла за четыре года до кончины самого князя и похоронена им в Десятинной церкви.

– ИЗЯСЛАВ, будучи ребенком, защитил свою мать Рогнеду от гнева отца. В честь него Владимир построил город Изяславль.

– ВСЕВОЛОД, первый князь Владимиро-Волынский. В 1015 году он сватался к вдовствующей шведской королеве и, по неизвестной причине, был убит по ее приказанию.

– ВЫШЕСЛАВ получил от отца в 988 году Новгородское княжество, на котором скончался.

– СВЯТОСЛАВ убит Святополком под Карпатами, разделив участь БОРИСА и ГЛЕБА. Неканонизирован, вероятно, оттого, что мать его была язычницей, а не христианкой, как Анна.

– МСТИСЛАВ оспаривал у Ярослава право на новые уделы. После победы над Ярославом братья разделили Русскую землю по Днепру. Мстиславу досталась восточная сторона.

– Чтобы исключить притязания СУДИСЛАВА на новые уделы, Ярослав заключил его в тюрьму в Пскове. Несчастный провел в темнице целых 24 года, до самой смерти Ярослава.

– МАРИЯ была выдана Ярославом за польского короля Казимира I. В католичестве она получила имя ДОБРОГНЕВЫ.

– Владимир имел 12 сыновей, в том числе усыновленного им племянника Святополка Ярополковича. Надеясь, что сыновья будут надежными помощниками его в управлении государством, он разделил Русь на уделы и раздал их сыновьям: Вышеславу – Новгород; Изяславу – Полоцк; Ярославу – Ростов; Глебу – Муром; Святославу – Древлянскую землю; Всеволоду – Владимир-Волынский; Мстиславу – Тмутаракань; Святополку – Туров. По смерти Вышеслава великий князь отдал Новгород Ярославу. И хотя сыновья в своих уделах имели лишь права наместников, раздробленность Руси привела вскоре к печальным последствиям для ее целостности и спокойствия...

– О МИТРОПОЛИИ И МИТРОПОЛИТЕ МИХАИЛЕ. По киевской летописи русская митрополия была создана при князе Владимире, и первым митрополитом на Руси был грек Михаил, прибывший из Корсуня вместе с духовенством и крестивший детей великого князя и киевлян. По преданию, Михаил построил в Киеве деревянную церковь в честь Архангела Михаила. Позднее изображение Архангела Михаила с мечом и щитом в руках перекочевало на герб города Киева.

– Чтобы русский народ привык жить по христианскому закону, Владимир с помощью митрополита Леона (преемника Михаила) и супруги своей Анны дал ему два устава: первый – «ЗАКОН О СУДАХ ЦЕРКОВНЫХ», второй – «ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЯМ». По церковному уставу духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем. В Законе этом оговорены были и наказания за церковные прегрешения: денежные взыски (пени) или церковное покаяние. По светскому суду наказания были: денежные взыски, лишение имущества, заточение в тюрьму...

– После крещения киевлян Владимир отправил сыновей своих вместе с духовниками по городам крестить русский народ. Далеко не везде люди добровольно принимали новую веру. В НОВГОРОДЕ, в частности, дело дошло до бунта, зачинщики которого кричали: «лучше мы все помрем, а не дадимся ругаться над своими богами...» Пришлось воеводе великого князя Путяте и дяде его, Добрыне, прибегнуть к силе. С тех пор сохранилась на Руси для потомков поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Только к сентябрю 990 года можно было говорить о закончившемся крещении новгородцев. А для крещения всех восточнославянских племен понадобились долгие десятилетия...

Категория: Правители России | Добавил: densv78 (17.11.2010)
Просмотров: 34689 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.5/8
Всего комментариев: 4
4 Серж  
Что за чушь. Киевская Русь благополучно развивалась при язычестве, все были довольны. И вдруг князь Владимир ни с того ни с сего захотел сменить веру без всяких предпосылок. Да ещё и якобы отправил посланцев, посмотреть где красивее обряды (заметьте не смысл веры, а красота обрядов). Полная чушь - менять устоявшуюся религию, которая всех устраивала (язычество) и навязывать новую веру (христианство) без всяких видимых причин, да ещё по какому принципу - потому что там красивые обряды.
Но не так всё просто и безтолково, как здесь приводится. На самом деле дела обстояли несколько по-иному, где есть смысл в действиях. Князь Владимир - незаконнорожденный (в отличии от Ярополка и Олега). Служанка Малка (еврейка) спаила Святослава и переспала с ним, в результате родился Владимир, которого сам князь Святослав недолюбливал. Поэтому законных сыновей Святослав поставил править Киевом Ярополка, а древлянскими землями - Олега. Новгород (который стремился отделится от Киевской Руси, за что Святослав его и не любил) выпросил себе князя Владимира. "Каков город - такой и князь" - назначил незаконнорожденного Владимира в князья опальному городу. Ввиду маленького возраста Владимира, у него был наставник - Дабар (еврейский дядька по материнской линии). Вот он и воспитывал юного Владимира по еврейским канонам, прививая любовь к христианству. В результате, придя к власти (убив законных князей Ярополка и Олега), князь Владимир начал насильно навязывать русскому народу чуждую веру - христианство, начались гонения на язычников. В результате этого крещения Руси, население Киевской Руси сократилось более чем в 4 раза. Отсюда и прозвище Красно (кровавое) солнышко.
Поэтому госпада, не надо искажать историю и писать всякую чушь. Типа жил-был русский народ и не с того ни с сего решил сменить веру на более красочную. Люди, не ведитесь на эти ложные, безтолковые сказки - думайте головой. Просто так ни чего не делается. В любых действиях есть смысл, подоплёка, которую пытаются скрыть.

3 Сергей  
Ясно, что люди, ясно те, что возвели на престол ясно Георгия, ясно ты всё понял. Ясно шутка, но я бы сказал, что доля правды, ясно ты всё понял. Они ясно почти все погибли ясно в битвах, ясно сказать, которые дал Георгий, ясно не проиграв ни одной. Он ясно, я бы сказал, был безумно, ясно сказать, фантастически ясно расчётлив. Ясно, что у него невозможно было, ясно ты всё понял. Ясно он, я бы сказал, ясно он ощущал, ясно я бы сказал, что он успешно держал ясно всегда руку на пульсе битвы. Успех всегда был, ясно ты вспомнил моего отца ясно Бога Игоря. Ясно что, я бы сказал, что всё сказанное ясно, я бы сказал, относится и к нему. Ясно, что, я бы сказал, они оба ясно могли выиграть ясно любое сражение. Ты ясно вспомнил о том, что у нас ясно были большие библиотеки. Ясно, что там ясно отражена ясно была история ясно всего человечества. Ясно, не ясно скажу ясно, с какого времени ясно это было написано. Люди говорят ясно, что то ясно было написано более чем за, успех ясно, я бы сказал, ясно всех тех ясно сражений, ясно ты правильно заметил, мы ясно все были, я бы сказал, мы ясно, я бы сказал, что ясно все Рюриковичи ясно знали Историю человечества за три тысячи лет. Ясно, что те книги нам ясно, я бы сказал, ясно что они все были из Обэда, ясно ты всё понял. Ясно, что в Обэд они, ясно мы то расскажем потом. Ясно, что сам Георгий ясно мог, ясно это описано в ясно истории. Ясно, что те лавры ясно попали, ясно ты понял. Ясно, что он был выше заурядного человека.

2 Маринка  
Так почему народ его назвал "Красное солнышко"?

1 lkjd  
Никоновская летопись
ПСРЛ, т. 10., М., 1965; поет. Спб., 1862. Перевод Б. Кресеня.
6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели.
Владимир святой (Владимир красно солнышко, как его якобы называли в народе), вдохновлённый примером своей бабки Ольги мудрой, крестился, и вся Русь из любви к своему князю пошла в реки большие и малые и крестилась. Добровольно. Так нас в школе учили. Только вот остались потомки тех, кто все-таки не крестился. Староверы утверждают, что на территории Киевской Руси в десятом веке нашей эры проживало двенадцать миллионов человек. До крещения. И три миллиона после. Владимир кровавый, как они его называют, вместе со своим дядькой по материнской линии, воеводой Добраном, крестили Русь огнём и мечём. Владимир незаконнорождённы й сын (по другой версии приёмный сын) князя Светослава от ключницы Малки, иудейки. После нескольких десятилетий принудительного крещения осталось на Руси в основном дети и подростки, взрослое население было вырезано, за исключением приближённых Владимира, его дружины и тех, кто согласился принять чуждую религию. И, если иностранные путешественники восьмого-девятого веков называли Русь Гардарики (страна городов), то к концу десятого века это была уже страна-полупустын я с вымершими селениями. Почему же люди русские отказывались принимать христианство даже под страхом смерти? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо ознакомиться со славянским дохристианским мировоззрением. Скажу лишь, что то, что нам рассказывали в школе, славяне, мол, были язычниками, поклонялись огню и приносили человеческие жертвоприношения полная ложь. И первое, и второе, и третье утверждения. Язычник со старославянского инородец, иноверец (христиане по отношению к нам изначально язычники), огню мы не поклонялись, а чтили первозданный животворящий свет Ра, а жертвоприношений кровавых у нас не было вообще, никаких и никогда, ни животных, ни тем более человеческих. В отличие от иудаизма, из которого, между прочим, выросло христианство ! Воскуривали жрецы травы перед ликом Перуна вот такие были жертвоприношения. И вообще не было у нас религии, а была Вера. ВеРа означает ведать Ра, знать первозданный свет. Не слепое принятие своей судьбы и установок какого-либо бога, а просветление Знанием ! Богов своих чтили и cчитали, что мы, русы, роды свои ведём от светлых славянских богов: Тарха Даждьбога, Тары, Лады-богородицы, Сварога, Перуна и т. д. Поэтому и говорили, что мы внуки и правнуки богов ! Самый простой крестьянин считал себя правнуком богов. Легко таким человеком управлять? Легко с него дань взять свыше положенной десятины? Но пришёл Владимир и сказал: Теперь вы будете не внуками и правнуками ваших родных богов, а будете рабами родоплеменного бога маленького палестинского народа, евреев. И не забудьте: на власть не роптать. Всякая власть от бога. От еврейского. А ваши боги теперь ничто. И осталось три миллиона из двенадцати. Потому что отказывались люди даже под страхом смерти принимать рабскую религию, ведь с самого рождения воспитывали их совсем по-другому: Запомните чада Родов Расы Великой, и вы, славные потомки Рода небесного, что вы внуки и правнуки Древних Богов, и посему, вы, изначально вольные люди, а для человека Великой Расы, Воля - это состояние изначальное. Её невозможно дать или отнять. Ибо Воля - это состояние Духа вашего ! (Слова Мудрости Волхва Велимудра). А тех из славян, кто, приняв христианство, пошёл служить в церковь, староверы стали называть попами - прах отцов предавшими. . .

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]