РЮРИК ВАРЯЖСКИЙ (ок.817 – 879) Князь. 862 – 879
В то далекое время, с которого начинается Российская Государственность, среди славянских племен, населявших Русь, выделялись два племенных союза: Северный, во главе с Новгородом, и Южный, под главенством Киева. Жили в них славяне по законам народного правления. Единого правителя у них не было. Племена и общины управлялись старейшинами. Межплеменные разногласия часто приводили к войнам. Не было мира и между племенными союзами, которых разделяли торговые интересы, где двум союзам приходилось соперничать. Войны настолько ослабляли славян, что у них не оставалось сил на защиту от внешних врагов. И враги пользовались слабостью славян. В 859 году, по словам летописца Нестора, «какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского (Варяжского) моря и наложили дань на славян ильменских, кривичей, мерю и чудь». И хотя славяне сумели через два года изгнать варягов, но не смогли жить в мире друг с другом. Снова начались междоусобия, несогласия, раздоры. И снова полилась на землю славянская кровь. Тогда собрались славяне вместе с другими союзными племенами и долго думали, как спасти им Отечество от гибели. И решили они, по совету новгородского старейшины Гостомысла, отказаться от народного правления и поставить над собой единого князя, которому подчинялись бы все и который охранял бы их земли и вершил суд и расправу по всей строгости. А чтобы никому не было обидно и дисциплина была бы отменной, решили князя ставить не из своих людей, а искать его в чужих краях. Пошли они за море к варягам племени Русь и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами». Возможно были и другие причины, толкнувшие славян ильменских на столь необычный шаг. Возможно Гостомысл и его единомышленники хотели видеть в варягах надежных стражей своих границ. Возможно их руками хотели покорить они своих соседей...
Братья Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, «умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». Так сделались они первыми Правителями в нашем Древнем Отечестве. От них и страна, где они поселились, получила название «РУСЬ». БЫЛО ЭТО В 862 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ БЕРЕТ НАЧАЛО РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. Братья прибыли с многочисленной дружиной и расселились так: Рюрик поселился у славян ильменских; Синеус – между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске. Относительно конкретного города, в котором остановился Рюрик, у историков согласия нет. Одни говорят, в Ладоге, другие – в Новгороде. Вероятнее всего в Ладоге, т.к. положение этого города относительно начала великого водного пути «из варяг в греки» и близости моря важнее положения Новгорода.
Вряд ли «вхождение» варягов в славянский мир было легким и бескровным. Новейшие летописцы говорят, что славяне скоро пожалели о потерянной вольности и перемене своих гражданских уставов. По их утверждениям, «какой-то Вадим «Храбрый» поднял своих соплеменников против чужеродных правителей. Вероятно в этой схватке погибли братья Рюрика Синеус и Трувор. Но Рюрику удалось подавить мятеж и казнить Вадима. Сразу после смерти братьев Рюрик присоединил их земли к своему княжеству и установил в нем единовластие. По преданию он затем оставил Ладогу, пришел к Ильменю и срубил под стенами Новгорода новый город, где и сел княжить.
Двое из приближенных к Рюрику варягов, Аскольд и Дир, недовольные, вероятно, князем, отправились из Новгорода в Константинополь в поисках счастья. На высоком берегу Днепра увидели они Киев и спросили у его жителей, чей это город. Им ответили, что жили тут некогда три брата Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь. Построили они этот город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Братья и сестра умерли, а потомки их платят теперь дань хазарам. Аскольд и Дир собрали около себя много варягов, завладели Киевом, помогли его жителям освободиться от дани хазарам и стали в нем править. Таким образом, варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик на севере; Аскольд и Дир на юге.
Через некоторое время Аскольд и Дир, собрав довольно многочисленную дружину, решили сделать набег на богатую Византию. На 200-х ладьях приплыли они к Константинополю. В это время греческий император с войском был в Азии. Нападение варягов было неожиданным. Население города в первый раз увидело их. Ужас охватил всех. По свидетельству византийцев, свирепые изверги разоряли и истребляли все мечом. Ни старому, ни малому пощады не было. По церквам беспрерывно шли молебствования. «Народ жестокий и дерзкий, – говорил в проповеди греческий патриарх Фотий, – разоряет и грабит все: нивы, стада, женщин, детей, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее...». Положение Константинополя было критическим. Русичи вот-вот могли ворваться в город. Но греков, по свидетельству летописца, спасло чудо: опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки. Немногие из дружины Аскольдовой возвратились со своими князьями в Киев. Греческие историки, описывая этот случай, сообщают, что русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились к духовенству Константинополя с просьбой о святом крещении. Этот факт подтверждает и грамота патриарха Фотия от 866 года, в которой говорится, что «недавние злейшие враги» стали исповедовать Христа и приняли от византийцев епископа и священника. Случаи принятия христианства были известны и до Аскольдова похода.
Рюрик княжил единовластно после смерти братьев пятнадцать лет и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына Игоря родственнику своему, Олегу.При Рюрике к славянскому народу Руси присоединились некоторые финские племена. Кроме них полностью обратились в славян меря, весь и мурома, приняв их обычаи, язык и веру.
К сожалению, мы мало что знаем о делах Рюрика – правителя, но память о нем осталась бессмертной в нашей истории. Он явился основоположником великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ, поднявшей достоинство и авторитет державной России. Рюрик был язычником и, согласно обычаям, мог иметь несколько жен и наложниц. Более позднее предание называет имя одной из его жен – Эфанды, родившей ему сына Игоря. По некоторым известиям, у Рюрика были еще дочь и пасынок Аскольд. Предпосылки и причины смуты Походы Викингов Крещение Владимира. Выбор религии Битва на Калке
Реклама: Бензоинстументы, гидротехника, электроинструменты |