ОЛЬГА «СВЯТАЯ» (ок.890 – 969) Правительница. 945 – 966
Святославу было всего три года, когда погиб его отец, и фактически правление в неспокойное для страны время перешло к его матери Ольге. Казалось, слабая женская рука не способна будет сохранить целостность Руси, и она распадется на отдельные княжества. Но Ольга вскоре доказала, что женщина может иногда равняться с великими мужами. Прежде всего Ольга наказала убийц Игоря. Летопись сообщает невероятные способы ее мщения, которые навеяны, видимо, сюжетами из народных сказок. Вот что пишет Нестор. Древляне, убившие Игоря, вздумали присвоить власть над Киевом и хотели женить своего князя Мала на вдове Игоря. Они послали к Ольге двадцать лучших мужей с предложением ей выйти замуж за Мала. Послы приплыли в ладье к Киеву и сказали Ольге: «Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство, но князья древлянские добры и великодушны... Будь супругой нашего князя Мала». Ольга с ласкою отвечала: «Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладью свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя в ладье на руках». А своим людям Ольга приказала выкопать на теремном дворе глубокую яму. Когда на другой день утром люди Ольги стали приглашать послов древлянских к княгине, те отвечали, как их научила Ольга: «Не хотим ни идти, ни ехать: несите нас в ладье». Киевляне понесли спесивых послов во двор терема и сбросили их прямо в ладье в яму. Наклонилась Ольга к яме и спросила: «Хороша ли вам честь?» «Честь эта нам хуже Игоревой смерти!» – отвечали несчастные. Ольга приказала засыпать их землею живыми, а через гонца объявила древлянам, что они должны прислать за нею более именитых мужей, ибо народ киевский не отпустит ее без торжественного и многочисленного посольства.
Поверили древляне Ольге и прислали в Киев более именитых мужей, а там, по древнему славянскому обычаю, для гостей истопили баню. Когда древляне вошли туда, дверь за ними заперли и сожгли их вместе с баней. Тогда послала Ольга сказать древлянам, чтобы варили они мед в своем городе Коростене, и что она уже едет к ним, желая перед вторым браком совершить тризну на могиле первого супруга. Древляне исполнили ее требование. Ольга пришла к городу Коростень, оросила слезами прах мужа, насыпала высокий бугор над могилой Игоря и в честь его совершила тризну. Древляне сели пить и спрашивают у Ольги: «Где же послы наши?» «Идут с дружиной мужа моего», – отвечала она. Когда древляне опьянели, княгиня велела рубить их мечами. Пять тысяч убитых древлян легли вокруг Игоревой могилы. Ольга, возвратясь в Киев, собрала многочисленное войско и на следующий год выступила против древлян, уже наказанных ее хитростью, но не покоренных силой. Войско встретилось с древлянами, и сын Ольги, отрок Святослав, сам начал сражение. Копье, брошенное слабой рукой его в сторону неприятеля, упало к ногам его коня. «Князь уже начал, – крикнули воеводы – дружина, вперед за князем!» Древляне были разбиты, бежали и затворились в городах своих. Ольга хотела приступом взять главный их город Коростень, но испуганные древляне стояли насмерть. Поняв, что силой противника не одолеть, Ольга вновь пошла на хитрость. Попросила она от осажденных лишь малой дани: по три голубя и по три воробья. Обрадовались древляне, что так легко освободятся, и исполнили ее желание. Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с серой к лапкам птиц и пустить их на волю. Воробьи полетели в свои гнезда под крыши, голуби – в свои голубятни. Скоро деревянный город запылал со всех сторон. В ужасе кидался народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Ольга, осудив некоторых старейших на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжелой данью. Многих пленных древлян принесла Ольга в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря, затем справила тризну по мужу, причем, в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.
Утвердив власть над древлянами, Ольга посетила Северную Русь, везде оставляя знаки попечительской мудрости. Отличаясь редким умом и большими способностями, правительница обеспечила внутренний порядок в государстве. Жила она в Киеве вместе с юным Святославом, наслаждаясь любовью признательного сына и не менее признательного народа. Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются ее государственные дела и начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории.
На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой. В ту пору христианство постепенно распространялось по Руси. Способствовали этому связи славян с греками. Русские, побывавшие в Византии, очаровывались великолепием греческих храмов и торжественностью богослужения. В Киеве уже была христианская церковь св. Илии, были христиане и в дружине княжеской. Окончательно разуверившись в верности идолопоклонства, Ольга отправилась в Константинополь, чтобы принять христианство от греческого патриарха. Сам император Константин Багрянородный старался достойным образом встретить княгиню знаменитого народа. Он был ее крестным отцом, а наставлял и крестил ее патриарх. В крещении она была наречена Еленой, в честь матери Константина Великого. В ее честь при императорском дворе был устроен торжественный прием и дан обед. Русской княгине и людям ее окружения были поднесены в подарок по нескольку червонцев, а Ольга подарила императорской семье много драгоценных мехов.
Возвратившись в Киев, Ольга, счастливая в новой вере, спешила открыть Святославу заблуждение язычества и уговаривала сына креститься. Но гордый Святослав не внял ее наставлениям. Он боялся показаться смешным своим дружинникам. Напрасно Ольга подсказывала сыну, что его пример склонил бы весь народ к христианству. Но Святослав не слушался матери и жил по языческим обрядам. Сам он, правда, не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам. Умерла Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческую тризну. Погребена она христианским священником на месте, ею самою для того избранном. Сын, внуки и благодарный народ оплакивали ее кончину. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою. Христианская церковь возвела ее в лик святых.
– Некоторые авторы утверждают, что Ольга была не славянкой, а родилась в семье варяга. Это подтверждает и ее варяжское имя – Ольга (Хельда). Факт этот нисколько не умаляет заслуг этой выдающейся женщины, о которой так много написано в древних русских летописях.
– Христианство на Руси стало постепенно распространяться сразу же после «хождения на Русь», предпринятого апостолом Христа Андреем Первозванным в I в. новой эры. Апостол был на киевских горах, где водрузил крест, предсказав этой земле и будущему городу Божию благодать. Андрей Первозванный посетил на Руси и другие места, в частности и то, где позднее возник город Новгород. Крещение киевлян и новгородцев
|