Культурная революция в СССР Годы пятилеток были
годами решающих успехов культурной революции. Бурный процесс социалистических
преобразований настоятельно требовал быстрого подъема культурно-технического
уровня рабочих и крестьян, создания многочисленной народной интеллигенции,
усиления роли науки и искусства в социалистическом строительстве. Вместе с тем
успехи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства создавали
необходимые условия для новых достижений в культурном росте страны.
Первейшей задачей
культурного строительства в СССР являлась ликвидация неграмотности и
малограмотности среди населения. Решить эту крайне важную задачу можно было
только про активнейшем участии широчайших масс грамотного населения.
Во второй половине 20-х
годов, когда развернулась борьба за индустриализацию страны и коллективизацию
сельского хозяйства, стал ощущаться острый недостаток в инженерно-технических
кадрах, агрономах, ветеринарных врачах. С введением всеобщего обязательного
обучения появилась огромная потребность в учителях. Все в большем числе нужны
были врачи. К тому же в то время был раскрыт ряд крупных вредительских
организаций, созданных частью старых специалистов. Поэтому в годы первой и второй пятилеток в невиданных
масштабах развернулась подготовка специалистов из рабочих и крестьян. Если в
1914 г. в России имелся 91 вуз и там обучалось 112 тыс. студентов, то в 1939 г.
в СССР насчитывалось 750 вузов, в них обучалось около 620 тыс. студентов. Еще
больше выросло число средних специальных учебных заведений. Вузы и техникумы
были созданы во всех без исключения национальных республиках и областях. Все
народы СССР получили доступ к высшему и среднему образованию, чего не было до
революции.
Коммунистическая партия,
комсомол, советские профсоюзы ежегодно посылали многие тысячи коммунистов,
комсомольцев, передовых рабочих на учебу в вузы и техникумы. За годы первой
пятилетки почти в шесть раз выросла сеть рабфаков, в которых рабочая молодежь
готовилась для поступления в вузы. Почти три четверти всех студентов получали
государственную стипендию. За две пятилетки вузы и техникумы подготовили около
двух миллионов специалистов.
Кадры советской
интеллигенции росли и формировались так-же на партийной, государственной,
хозяйственной, общественной работе, в армии и флоте. В СССР выросла
многомиллионная армия подлинно народной интеллигенции, которая к концу! второй
пятилетки насчитывала в своих рядах свыше 9 млн. человек. Это явилось одним из
самых важных завоеваний культурной революции. Коммунистическая партия и Советское правиветской
науки, уделяли огромное внимание развитию всех отраслей науки, призванных
открывать законы развития природы и общества. Уже в первые годы мирного
строительства, несмотря на большие хозяйственные трудности, Советское
государство выделяло значительные средства на развитие науки и улучшение
условий жизни и работы ученых. Так, 24 января 1921 г. правительство приняло
специальный декрет, подписанный В. И. Лениным, «Об условиях, обеспечивающих
научную работу академика И. П. Павлова». По поручению Ленина была оказана
большая поддержка замечательному преобразователю природы И. В. Мичурину. В
составе Российской Академии наук были созданы новые институты:
физико-химического анализа, радиевый, физико-математический и др.
В 1925 г. Российская
Академия наук была признана высшим научным учреждением Советского Союза и ей
присвоено наименование Академии наук СССР. В том же году Советское
правительство учредило специальные премии имени В. И. Ленина для награждения
деятелей науки, осуществляющих тесную связь науки с жизнью. Академия наук СССР
выросла в крупнейший научный центр. Она имела десятки научно-исследовательских
институтов и лабораторий, в которых трудилось около 5 тыс. сотрудников,
возглавляемых выдающимися учеными страны. Во многих республиках и отдельных
областях РСФСР были созданы филиалы .и базы Академии наук СССР, а на Украине и
в Белоруссии существовали свои академии наук. Научно-исследовательские
учреждения возникли во всех союзных и автономных республиках. Повсеместно
выросли национальные кадры научных работников. Все народы СССР вносили вклад в
развитие советской науки. К концу 30-х годов в СССР было около 1800
научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс.
А ведь в 1914 г. в России имелось-всего 289 научных учреждений и только 10 тыс.
научных работников. Большое внимание уделялось развитию общественных наук —
истории, философии, политэкономии и др. Эти науки призваны открывать
объективные законы, на основе которых строится коммунистическое общество.
Важный вклад в решение этой задачи вносит историческая наука. Изучая прошлое,
обобщая исторический опыт развития всего человечества, социалистического
строительства в нашей стране, она служит прочным фундаментом для открытия
объективно существующих законов общественного развития, для определения
конкретных путей движения к коммунизму.
Эту роль может выполнить
только марксистско-ленинская историческая наука, которая сложилась в нашей
стране в борьбе с буржуазной историографией. В 20—30-х годах советские историки
много сделали для того, чтобы с марксистско-ленинских позиций осветить историю
нашей Родины и всего человечества. Особое внимание они уделяли изучению истории
революционно-освободительного движения масс, борьбы угнетенных классов против
своих угнетателей. Чехословакия. Хронология событий (1945-1993) Создание водородной бомбы в СССР |