Главная » Статьи » История России |
Ранние сведения о восточных славянах
Ранние сведения о восточных славянах Византийские историки IV века При этом славяне первоначально как жители лесов ( а именно таковыми их нам рисуют византийские историки VI века )продвигались и расселялись преимущественно вдоль больших рек(транспортные артерии).Местное население довольно легко ассимилировалось с славянами, как правило мирным путем. Подавляющая часть нашей информации о ранних славянах черпается из византийских источников. Даже сведения, сохраненные с VI-VIIвв. сирийскими и арабскими писателями, в целом восходить к Византии. Византийская историография VIв. фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518-527) информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезыэвестны. Славяне на Балканах Особое , обостренное внимание к славянам именно с конца второго десятилетия VI в. объясняется прежде всего тем,что с этого времени они начинают активно внедряться на Балканский полуостров и уже через несколько десятилетий овладевают большей его частью.В политической жизни Балкан все больше играют именно славяне, которые надвигались на Византию с двух сторон - с севера Балканского полуострова и с низовьев Дуная. Византийцы упоминают о славянских вождях- они вовсе не цари или князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию, как бы готовя ее к славянской колонизации. Западные и восточные славяне Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западная (северо-западная) часть славян так и обозначались как славяне (склавины,склавии). Кажется, к ним относили и балканских славян.Но кроме того, византийские писатели VI-VII веков упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними и сталкивались греки, на восток то ли до Днепра, то ли до Дона. Ранние политические объединения восточных славян Заметим, что древляне, северяне и т.д. в ПВЛ племенами не именуются, хотя в современных переводах термин "племя" нередко фигурирует. Ряд ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не о племенах ,но о союзах племен.Такое мнение подкрелялось и большой территорией таких "племен", как северяне, кривичи и др. Нет термина "племя" или подобного ему и в списках славян Константин а Багрянородного, который ведет речь о славянах - древлянах, северянах и т. д. Вместе с тем перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственного порядка, скорее всего именно союзы близкородственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, на лицо переходные черты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне и т. д. по-видимому, идентичны таким германским "племенам", как франки, саксы, бавары и т. д., которые на деле представляли союзы племен, хотя и сохранили наименование одного (господствующего) племени. Антский союз Хронологические рамки существования Антского союза приходятся приблизительно на 3О-е годы VI века - первые годы VII века, когда союз был сокрушен аварами. С этого времени имя антов исчезает со - страниц истории столь же неожиданно, как и появляется там. Это свидетельство того, что термин "анты" вряд ли употреблялся среди самих славян и, строго говоря, не имело этнического смысла. По-видимому он имел чисто территориально-политический смысл и исчез после аварского разгрома. Народная память сохранила предания об аварах как о людях богатырского сложения, покоривших славян и всячески притеснявших их. В частности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу дулебских женщин вместо скота. Летописец завершает сказание тем, что, по его словам, Бог разгневался на обров за их гордыню и истребил их, так что ни одного обра не осталось. Здесь возникает ряд интересных вопросов. Летопись говорит о славянах-дулебах, т. е. (волыняная часть восточных славян) хотя дулебы как племя известны и в Чехии, так что, возможно, перед нами очень древнее общеславянское сказание. Что касается гибели гордецов обров, то на самом деле их первоначально побил византийский император Ираклий, после того как авары"сделали свое дело", т. е. по его приказу сокрушили Антский союз. Сделали они это, скорее всего, не в одиночку, но вместе со своими союзниками булгарами, обитавшими у Азовского моря. Однако Аварский каганат как политическое объединение существовал до конца VIII века, когда он был уничтожен Карлом Великим. Анты под властью Великой Булгарии и Хазар Можно полагать что после раздела антского союза территория антов временно попала под власть Великой Булгарии а после подчинения последней хазарам перешла под их влияние.Не случайно ряд старых историков саморасширений славянских территорий на восток связывали как раз со временем хазар, когда под их властью создались благоприятные условия для этого. Это, кажется, подтверждается и древнерусской летописью, где речь идет о подчинении хазарам полян, северян, радимичей и вятичей. Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла хазарам контролировать не только Волжский путь, но и Нижнеднепровский, связанный через землю северян и вятичей с Волгой. Однако такое положение существовало недолго. Важно отметить, что славяне к VIII веку продвинулись далеко на восток, вплоть до Северного Донца и Дона. Это подтверждается наименованием Дона Славянской рекой и наличием там славянских поселений. Как и когда попали эти славяне в столь отдаленный район - сказать трудно. Кроме Антского союза источники позволяют предпологать существование некогда(в VI-VII вв.) какого-то политического объединения славян в районе Прикарпатья.Речь идет об известии, записанном арабским энциклопедистом ал-Масуди (ум. 956 г.), который в свою очередь, пользовался сочинением побывавшего в византийском плену за сто лет до этого араба ал-Джарми. Тот написал специальный труд о славянах, основанный на сведениях, собранных им во время многолетнего пребывания в Византии. В В частности ал-Джарми (в пердаче ал-Масуди) пишет о том, что некогда т. е. задолго до его времени, у славян существовало единое политическое объединение, которое он называет Валинана. Прежде ученые, как правило связывали это объединение со славянами-волынянами, жившими в северо-восточном Прикарпатье (современное северо-западная Украина). Однако несколько десятилетий назад возобладала точка зрения, высказанное польскими учеными, согласно которой Валинана это город Волин в Поморье. Не учитывалось, что Волина в IX веке, а тем более раньше, еще не существовало, а потому логичнее вернуться к старой гипотезе, по которой речь идет именно о части территории нынешней Украины. Наличие здесь какого-то (очевидно, недолговременного) союза славянских племен вполне допустимо, имея ввиду само географическое положение этой областина перепутье к тем маршрутам, что вели славян на восток. Волынь - очевидно, можно отнести к областям, как говорим, исконного расселения славян, и здесь как раз где-то в VI веке могло сложиться объединение, о котором знали в Византии еще в первой половине IX века, когда там находился ал-Джарми. Возможно, что Валинана погибла как раз в результате аварского нашествия еще до крушения Антского союза. Существование славянского союза в Прикарпатье допускали многие крупные историки (например Ключевский, Грушевский и др.) Русская летопись. Все те ранние известия о славянах VI-VIIвв. во многом неясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации.Более точную достоверную картину дает лишь древнерусская летопись, известие которой дополняются византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. К сожалению, летописные известия были записаны не ранее XI в., т. е. уже в период, когда память о первоначальных сславянских объединениях начинает стираться,поскольку все славянское население осознавало себя как русичи, русские.Тем не менее, этим известиям, мы можем доверять. | |
Просмотров: 3487 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||