MENU
Главная » Статьи » Древняя Греция

Политический строй Спарты
Политический строй Спарты

Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую иерархию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских прав. Становясь гражданами, они вступали в привилегированный слой, доминировавший в политической структуре. В рассматриваемый период (VII — V вв. до н. э.) это меньшинство еще составляло «общину равных». Плутарх приводит сведения о т.н. Великой ретре, «конституции» Древней Спарты, которая определяла стройную политическую систему как сохранившую первобытную социальную организацию — три родовые филы (дорийские). Наличие двух царей, принадлежавших династиям Эвропонтидов и Агиадов, — тоже родовой пережиток. Цари-архагеты представляли древние роды ахейцев и дорийцев и входили в герусию, совет старейшин. Однако формировало политику народное собрание — апелла, считавшаяся верховной властью только номинально.

Основополагающий принцип государства Спарта — принцип равенства — ярко воплотился в сисситиях — институте совместных трапез. Они обеспечивали на практике принципы равенства, доходившего до механической уравниловки для рядовых участников трапезы, твердой доли взносов и нормы потребления. Устанавливалось на каждое лицо доставлять известное количество хлеба, вина, сыра и фиг, десять эгинских оболов. Кроме этого полагалось приносить продукты охоты и сезонные продукты из деревни. Кто был Не в состоянии делать такие взносы, не допускался к участию в государственной жизни. Уже сказывалось в сисситиях привилегированное положение верхушки — царей, геронтов. Сисситии еще были и механизмом строгого взаимоконтроля за гражданской повседневной жизнью. Община в Спарте — это круговой жесткий механизм соподчиненных мужских союзов. Спартанская полисная организация включала еще и объединения спартанских юношей и подростков в агелы для поддержания сплоченности и жесточайшей дисциплины. Вся архаическая система, приспосабливаемая к новым условиям рабовладельческого общества, была воплощением гражданского единомыслия и строгого соподчинения.

Однако политический механизм запускался только особыми должностными лицами, наделенными реальной властью и авторитетом — эфорами. Их социальная функция — наблюдение за небесными светилами в святилище Патифан для установления правомочности правления выборного царя — выдвигает их в число влиятельных лиц власти. Эфоры — «наблюдатели» и «звездогляды» постепенно стали выполнять судебные и административные поручения царей. Сложилась коллегия эфоров, каждый из которых избирался от одной обы (всего пять). По свидетельству источников, эфоры выступали как главные ревнители спартанских принципов полисного строя, следили за жизнеспособностью агел и сисситии и т. д. Им приписывают неограниченные права контроля всех сфер общественной и государственной жизни Спарты, включая герусию и апеллу, разбор дискуссионных ситуаций политики царей, то есть совокупность властных функций, близкая к тирании (что отмечено античными авторами).

Эфорам были предоставлены большие права в делах правосудия. Они рассматривали и решали гражданские дела. Ими решались вопросы войны и мира, включая подписание мирных договоров. Военные действия также были под контролем эфоров. Сопровождая царей, они выполняли контрольные функции за военной стороной дела. Некоторый родоплеменной оттенок носил статус царей. Их почитали на священном пиршестве — водружали на видное место, наделяли жертвенным мясом, им принадлежали шкуры жертвенных животных. Во время, предшествующее походу, царь совершал действия, связанные с предвестием исхода боя, отдавал приказы. Об этих жреческих функциях сообщает Ксенофонт.

Категория: Древняя Греция | Добавил: densv78 (11.12.2010)
Просмотров: 6468 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]