MENU
Главная » Статьи » Древняя Греция

Культура древней Греции
Культура древней Греции

Архаическая эпоха стала важной вехой в развитии древнегреческой культуры. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. возродилась письменность (забытая в гомеровский период). По преданию, Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплыл на о. Фера и научил местных греков финикийскому способу письма; на его основе те создали свой алфавит (ахейский), позже включив в него и символы для обозначения гласных звуков. С островов Эгейского моря он проникает в Аттику, затем распространяется на Пелопоннесе, в Фессалии, Беотии и Фокиде; возникают разные его варианты, которые составляют две основные группы – западногреческую (беотийский, лаконский, аркадский) и восточногреческую (староаттический, милетский, коринфский).

Самым совершенным был милетский алфавит, постепенно ставший общегреческим. В VIII в. до н.э. греки писали, как и финикийцы, справа налево; в VII в. до н.э. они перешли на бустрофедон (как пашут поле на быках – чередование строк справа налево и слева направо); в VI в. до н.э. греки начинают наносить буквы слева направо. Законы и памятные надписи вырезались на деревянных досках, каменных, мраморных и бронзовых плитах; все остальные тексты писались на коже, древесном лыке, холсте, глиняных черепках и деревянных вощеных табличках, позже на папирусе (из волокнистой сердцевины камыша), доставляемом из Египта. Знаки прочерчивали грифелем или рисовали камышевыми кисточками, обмакиваемыми в чернила из сажи с добавлением клея или из отвара корней марены.

Распространение письменности дало толчок развитию древнегреческой литературы. В VIII в. до н.э. были записаны гомеровские поэмы, прежде распевавшиеся аэдами. В конце VIII в. до н.э. Гесиод создал два новых вида эпической поэзии – дидактическую (Труды и дни) и генеалогическую (Теогония). С середины VII в. до н.э. ведущим жанром стала лирика, родоначальником которой был Архилох Паросский; ее расцвет связан с именами Алкея, Сапфо, Тиртея, Стесихора, Анакреонта, Симонида Кеосского и др. К архаическому периоду относится и рождение драмы; возникшая в Пелопоннесе, она расцветает во второй половине VI в. до н.э. в Афинах (трагедии Феспида и Фриниха); оформляется древнегреческий театр. Появляются прозаические жанры: историописание (логографы Гекатей Милетский и др.), философская проза (Фалес, Анаксимандр, Гераклит), басня (Эзоп).

Бурно развивается градостроительство (каменные здания, планировка городского комплекса, водопровод). Возрождается монументальная архитектура (прежде всего возведение храмов); внедряется новый способ строительства с помощью огромных каменных блоков, промежутки между которыми заполняются мелкими камнями и щебнем. Изобретается ордерная система сочетания несущих (колонна с базой и капителью) и несомых (архитрав, фриз и карниз) частей зданий и их художественного оформления (скульптура, живопись). Первым ордером был дорийский (начало VII в. до н.э.), вторым – эолийский (середина VII в. до н.э.), третьим – ионийский (середина VI в. до н.э.). Во второй половине VII в. до н.э. сложился тип ордерного храма – периптер: прямоугольное здание, со всех сторон окруженное одним рядом колонн, внутри которого за стенами находилось святилище (храм Аполлона Термиоса в Термоне, храм Геры в Олимпии и др.). Дорийским периптерам были свойственны простота и строгая соразмерность; мощные и приземистые колонны опирались непосредственно на стереобат, каменное основание храма (храм Аполлона в Коринфе, храм Деметры в Посейдонии). Для ионийского стиля был характерен периптер с двойной наружной колоннадой (диптер), отличающийся величиной и великолепием (храм Геры на Самосе, храм Артемиды в Эфесе).

Архаическая эра знаменуется появлением пластического искусства. Скульптура ориентируется на идеал юного, прекрасного и мужественного героя, олицетворяющего добродетели гражданина полиса – воина и атлета; господствует обобщенный (без учета индивидуальных черт) образ обожествленного человека (или очеловеченного бога). Усовершенствуется искусство изображения обнаженного мужского тела (дорийская традиция) и передачи его пропорций (от «куросов» (юношей) Паломеда конца VII в. до н.э. до Пирейского куроса 520-х до н.э.). Женская фигура обычно драпируется в богато украшенную одежду (ионийская традиция). Интенсивно развиваются (особенно в VI в. до н.э.) храмовая скульптура и рельеф, становящиеся обязательными элементами внешнего и внутреннего декора; рельефы, как правило, воспроизводят групповые сцены на мифологические сюжеты. К концу VI в. до н.э. возрастает умение передавать взаимоотношения между персонажей и свободно размещать фигуры в пространстве.

В живописи (вазописи) на рубеже IX–VIII вв. до н.э. отмирает искусство знака, геометрического символа; на смену ему приходят понятные и наглядные очеловеченные мифологические образы. Геометрический стиль живописи, господствовавший в гомеровскую эпоху, в VII в. до н.э. уступает место ориентализирующему стилю, в котором, при обилии фантастических животных и растительных орнаментов, доминируют изображения живых существ, прежде всего богов греческой мифологии. К середине VI в. до н.э. распространяется вазопись «чернофигурного стиля» (черным лаком по красноватой глине), где ковровый орнамент полностью вытеснен живым изображением и где искусно передается движение (мастер Эксекий). Отношение к росписи как магическому средству одушевления сосуда уходит в прошлое; изображение, в отличие от орнамента, обретает собственный смысл, не связанный с функцией вазы. Около 530 до н.э. утверждается «краснофигурный стиль» (фигуры, сохраняющие первоначальный красноватый цвет глины, на чернолаковом фоне), позволивший искуснее передавать объемность и подвижность человеческого тела и глубину пространства.

Важным показателем прогресса греческой культуры стало рождение философии как науки. В конце VII в. до н.э. в Ионии (Милет) возникла натурфилософская школа; ее представители считали весь мир единым материальным целым, а его неизменной первоосновой – одушевленную материальную субстанцию: Фалес – воду, Анаксимандр – апейрон («беспредельное»), Анаксимен – воздух. В отличие от натурфилософов, Гераклит Эфесский в конце VI в. до н.э. выдвинул идею изменчивой сущности бытия (вечный круговорот элементов в природе): причиной движения всех вещей он объявил единство и борьбу противоположностей, положив тем самым начало диалектической философии.

В Южной Италии Пифагор Самосский (ок. 540–500 до н.э.) создал пифагорейскую школу, видевшую в числах и числовых отношениях основу всего сущего; ему приписывают представление о бессмертии души и посмертных ее миграциях. Ксенофан Колофонский (ок. 565 – после 480 до н.э.), критик традиционной религии, разработал пантеистическое учение о тождестве бога и вселенной; бог – вечный дух, пропитывающий мир и управляющий им силой своего разума. Его идеи повлияли на возникновение школы элеатов, считавших бытие единым и неизменным, а множественность и подвижность вещей иллюзией; основатель – Парменид Элейский (ок. 540 – после 480 до н.э.).

O финикийцах

Наука Древней Греции (460-350 гг. до н.э.)

Категория: Древняя Греция | Добавил: densv78 (06.12.2010)
Просмотров: 4564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]