19:13 Храмы Петербурга | |
Храмы Петербурга Великолепная архитектура Петербургских храмов. Царит над городом видный от самого Кронштадта купол Исаакия. Как редкий фантастический цветок, поражающий буйством красок и затейливостью форм, возникает в переспективе канала Грибоедова храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Петр I, взойдя на престол, упразднил патриаршество и поставил во главе церкви Святейший синод, которым руководил обер-прокурор, светское лицо, назначаемое императором. Одним из признаков подчинения церкви государству стало строительство и освящение храма во имя "календарных" святых-соименников императоров или святых, в дни тезоименитства которых случались важные для государства события. В Петербурге в начале 1917 года насчитывалось более 700 храмов и часовен. Большенство из них было разрушено. Сегодня в городе около 100 православных культовых сооружений. Часть храмов возвращена церкви. В 30-е годы XIX века в России зарождается "неорусский стиль" попытка вернуться к православным традициям культовой архитектуры. В архитектуре и декоративном оформлении храма Воскресения Христова архитектор А.А.Парланд использовал формы и приемы, характерные для московского храма Василия Блаженного, считавшегося в то время своеобразным символом народности в русском зодчестве.Общее планировочное решение церковного здания в виде пяти лепестков распустившегося цветка бессмертника принадлежит отцу Игнатию (И.В.Малышев), он же предложил название собора. Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: часть мостовой, на которой совершилось страшное злодеяние, необходимо было включить в интерьер храма. Это место, находящееся в западной половине здания, отмечено драгоценной сенью, установленной в 1907 году. Там, ниже уровня пола куда спускаются по нескольким ступеням, можно видеть обагренные кровью во время убийства перила и часть мостовой. Условия строительства храма Воскресения Христова (Спас на Крови) определили одну архитектурную особенность здания. В нем нет обычного среднего входа - храм имеет по обе стороны колокольни две паперти. До недавнего времени бытовало негативное отношение к "неорусскому стилю", одному из интереснейших явлений в русской архитектуре. Многие постройки были уничтожены, а оставшиеся использовались не по назначению. Тем отраднее видеть , что на эти памятники обратили свой взор специалисты, которые реабилитировали их в глазах общественности и городских властей. Дождался восстановления своего доброго имени и Спас на Крови. В 1970 году, явившемся вехой в истории возрождения храма, это здание вошло в состав музея "Исаакиевский собор". Общая площадь храма Воскресения Христова 1642 кв.м., а высота 81 м. В убранстве церкви приняли участие художники, камнерезы, мозаичисты, керамисты и эмальеры. В наружном декоре широко применялось мозаика, купола покрывались ювелирной эмалью, а шатровые крыши - цветной черепицей. Особую художественно-культурную ценность представляют 308 мозаик общей площадью 6560 кв.м. Это уникальное собрание, равного которому нет в мире. Внутри Спаса на Крови нет ни одного живописного произведения, стены почти сплошь покрыты мозаичными изображениями. Изготовлением мозаик занимались отечественные мастерские, а так же заграничные фирмы. Эскизы для мозаик выполняли художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов, Н.А. Бруни, Н.К. Бодаревский и другие. Исаакиевский собор В санкт-Петербурге на пересечении двух площадей левобережной части города Исаакиевской и Декабристов возвышается здание Исаакиевского собора. Его золоченный купол видный даже с далеких окраин города, является важнейшей доминантной Северной столицы. В давние времена в тихую погоду могучий голос большого колокола главного собора России и звон многочисленных колоколов его четырех звонниц достигали в даль Финского залива. Среди купольных храмов Исаакиевский по своим размерам стоит на четвертом месте в мире, уступая только соборам Св. Петра в Риме, Св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Размеры постройки поражают и сейчас. Его высота 101,5 метра, длина (с портиками) 111,3 метра, ширина 97,6 метра. Внутренний диаметр купола - 21,8 метра, наружний - 25,8 метра. Здание окружают 112 монолитных колон, причем каждая из колон портиков имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн. Храм оновременно может вместить около 14 тыс. человек. Автором проекта Исаакиевского собора является замечательный зодчий первой половины XIX века Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Его жизнь и деятельность теснейшим образом связаны с Россией, куда он прибыл из родной Франции в возрасте 30 лет. Казанский собор На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над Наполеоновской Францией. Основной его массив скрывает колонада, крылья которой замыкаются порталами, решеными как сквозные проезды. Интерьер собора поражает своей величественной простотой. На пересечении центрального нефас трансептом находился купол, в устройстве которого впервые в России применнены металические конструкции. Лучшие скульпторы и живописцы России, принимавшие участие в оформлении собора, превратили его "в храм русского искусства". Здесь погребен фельдмаршал М.И.Кутузов. Монумент с его изображением, а так же памятник герою Отечественной войны 1812 года М.Б.Барклаю-де-Толли установленны перед северным фасадом. Несколько десятилетий здание занимал Музей религии и атеизма, поэтому в соборе сохранилось мало икон и церковной утвари. Сейчас возвращенному в лоно церкви храму переданы многие предметы религиозного культа. Так, в соборе хранится одна из святынь русского православия - Казанская икона Божьей Матери. Она была с Кутузовым в походах и на полях сражений, ею благославляли воинов перед Бородинской битвой. Смольный собор Некогда на месте Смольного монастыря находился смоляной двор, - затем загородный дворец, названный Смольным. Существует предание, что Елизавета Петровна предполагала закончить свои дни в монастыре, поэтому повелела там, где стоял ее дворец, построить иноческую женскую обитель - Воскресенский Новодевичий монастырь. Архитектор задумал монастырь как часть "регулярного" Петербурга. Все монастырские постройки расположены строго симметрично, в центре возвышается монастырский собор, возведенный в традициях православного пятиглавия, по контуру дворца идут жилые корпуса, фланкируемые по углам малыми домовыми церквами. В 1830-е завершить строительство и внутреннюю отделку собора было поручено архитектору Василию Стасову. Ансамбль Смольного монастыря особенно эффектно смотрится с Невы и с ее противоположного берега. Он возникает как волшебный мираж, сверкая позолотой, ослепляя голубизной стен, удивляя затейливостью куполов, поражая изяществом своего облика. Александро-Невская лавра Святой Алексадр Невский -выдающийся полководец и государственный деятель XIII века, признаный Русской православной церковью небесным покровителем Санкт-Петербурга. Под его командованием русские войска в 1240 одержали на невских берегах победу над шведами. Для того чтобы мощи святого обрели достойное место успокоения, в 1710 году начали срочно строить мужской Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь. В 1797 году он получил наименование лавры. В Александро-Невской лавре за оградой, по обе стороны парадного въезда, находятся два кладбища. Слева расположен некрополь XVIII века - Лазаревское кладбище, справа - Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), где покоятся многие представители русской науки и культуры. Свято-Троицкий собор В XVIII веке Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь превратился в архитектурный ансамбль, органично соединивший в себе постройки разных стилистических направлений. Завершил строительство лавры известный русский архитектор Иван Старов. Он возвел здание, играющее главную роль в архитектурном комплексе Александра-Невской лавры,- величественный Свято-Троицкий собор, который является образцом культового сооружения русского классицизма второй половины XVIII века. Над его боковыми сводами разместились скульптурные панно, авторство которых пренадлежит Федоту Шубину. Он же выполнил и статуи святых в интерьере храма. Николо-Богоявленский Морской собор Район в котором находится Николо-Богоявленский Морской собор, в середине XVIII века был застроен казармами Военно-морского ведомства. В этой части Петербурга, на открытом плацу, и соорудили собор. Его возвели на "мостовые" деньги, которые брали за проезд по Исаакиевскому мосту. Первая торжественная служба в соборе состоялась 14 сентября 1770 года после победы над турецкой армадой под Чесмой. Николо-Богоявленский Морской собор - один из выдающихся архитектурных памятников Петербурга. Он состоит из нижнего и верхнего храмов. Бело-голубое с золотом двухэтажное пятикупольное здание поражает богатством декора не только с фасадов, но и хорошо сохранившихся интерьеров. Особую роль во внутреннем убранстве играет резьба, отличающаяся особым великолепием в иконостасах. В соборе находится икона святителя Николая, одного из любимейших святых русского народа. Его называют Николаем Чудотворцем, "скорым в помощах" угодником Божьим. Важной частью архитектурного ансамбля Никольского собора считается колокольня, которая по красоте силуэта может быть причислена к самым совершенным произведениям русского зодчества. Легкая и стройная, увенчаная небольшим изящным куполом и шпилем, она воспринимается как нечто единое с водной гладью Крюкова канала. | |
Категория: Разное | Просмотров: 2595 | |
Всего комментариев: 11 | |||||||||||
| |||||||||||