MENU
Главная » Статьи » Древний Китай

Колодезные поля

Колодезные поля

ЦЗИН ТЯНЬ (далее Ц.т.)"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.).

Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900-му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы ) пользовании, среднее поле было общинным (гун ) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин, или сян автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.

Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь, Ван дао). Он требует "(выправления) канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст.

Напр., указывается, что поле в 100-му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число ( Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун) из девяти чэн. Указ, геометрической схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символический характер. Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологии, модели в социально-экономическую сферу и не отражает эмпирическую реальность.

Главная идея Ц.т. заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . Обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ.

Категория: Древний Китай | Добавил: densv78 (01.12.2010)
Просмотров: 5239 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]