09:23 Завоевание Балкан турками | |
Официальная история турецкого завоевания Балкан полна различных догм, многие из которых основываются, по сути, на недоказанных теориях возникших в 19 веке, и которые выдвигались по политическим причинам. Одной из таких догм является то, что турки на Балканах были лишь разрушительной силой, хотя на самом деле Турция имела достаточно продуманную политику, планируя всё на века вперёд. Одним из важнейших элементов этой политики был национальный вопрос. Турки отнюдь не стремились к уничтожению других народов, но к их включению в государственную деятельность и тем самым подчичением интересам ислама,являвшегося единой официальной идеологией тогдашней Турецкой империи. Государственная деятельность в прошлом предусматривала участие населения как в содержании войска, путем различных повинностей, так и выполнения различных общественных работ. Особой свободы в те времена не было, и под власть «Великой Порты» сравнима с Китаем 50-60 годов. Так же как Турецкая империя была государством идеологическим, то не только государственный аппарат, но и само общество в нем создавался исламом. Тем самым, все кто добровольно или принудительно участвовал в государственной деятельности, находился под влиянием этой идеологии. Естественно, что восстания христианского населения, оказавшего поддержку противникам Порты на полях сражений, обострили фанатизм мусульман. Это не могло не коснуться свободы вероисповедания. Сербы благодаря наличию Печской патриархии долгое время находились в лучшем положении в отличии от тех же болгар, не имевших своей церкви и испытывавших гнет в церкви греческих священников, следовавших политики, диктуемой из Фанара, греческого района Стамбула (Константинополь). Патриархия в Стамбуле находилась под влиянием греков-фанариотов, которые считали, что свои экономические интересы, а это были интересы торговой и ростовщической верхушки Фанара, они смогут проводить с помощью церкви и турецкого султана одновременно. Подобная стратегия привела к росту ненависти к грекам со стороны болгар, которых греки-фанариоты часто обирали, а также вели безуспешные попытки их эллинизировать. С сербами у греков поначалу проблем не было, но фанариоты долгое время стремились подорвать влияние сербской Печской Патриархии. В конечном итоге, воспользовавшись разгромом сербского восстания на Косово и исходом десятков тысяч сербов, фанариоты добились от султана указа об отмене в 1766 году Печской патриархии, а спустя год и Охридского епископата в Македонии, так же бывшего культурно-политическим центром сербов и болгар. В результате в богослужения стал вводится греческий язык. Одновременно с этим, в 18 веке усилилась феодальная эксплуатации сельского населения, вызванная требованием спахий и их местных выборных вождей — аянов передачи земель в наследственное владение. До этого земли спахиям давались под условием воинской службы, а значительная часть сельского населения оставалась на государственных землях. Население разумеется, несло многочисленные повинности, но тем не менее пользовалось определенными правами, что доказывает факт привлечения христианского населения в отряды мортологов, с оружием в руках охранявших границы Турции. К тому же спахии, в своей большой части, происходили из сербов, из сербских дворян принявших ислам. При захвате Сербии турками, часть сербских дворян, объединившись в братство, ушла под австрийскую, венгерскую и польскую власти, либо скрылась в Черногории. Однако другая её часть, приняв ислам, стала служить туркам. Помимо этого, среди сербов сохранилось достаточно влиятельное и богатое торговое сословие, оставшееся жить в отдельных христианских махалах (кварталах турецких городов). Это сословие поддерживало тесные отношения с купцами из Венеции, Генуи и Дубровника, ведших оживленную торговлю внутри самой Турецкой империи. Наконец, на территориях под турецкой властью жили и достаточно многочисленные племена влахов — народности, в которой смешались романские и славянские элементы и которые, ведя кочевую жизнь, управлялись собственными законами, отбывая власти лишь общие повинности, в том числе и воинскую. В городах жила и весьма многочисленная этническая группа цинцар, родственных влахам которые так же вели достаточно обособленную жизнь.Массовый переход в ислам был характерен в основном для Боснии и Македонии, тогда как на остальных территориях этот переход отмечался в основном в среде городского населения. В то же время прошедшие в 18 веке эпидемии способствовали вымиранию жителей городов и сел, что дало возможность сербскому населению в горных областях Герцеговины и Черногории, опять выросшему в числе, осуществить внутреннюю миграцию на освободившиеся просторы. Туркам же не было интереса владеть незаселенными территориями. Дабы получать харач они сами заселяли заброшенные районы сербами, не принуждая их менять религию. Так в область Романии под Сараево, турки, после очередной войны с Черногорией, поселили несколько тысяч захваченных ими в плен черногорцев с их семьями. Однако в 18 веке с переходом спахийских земель в наследственное владение спахий, и заменой спахийского войска янычарами, между христианами и мусульманами возник серьезный общественный конфликт. Мусульмане стали стремиться к полному господству во всей внутренней жизни общества. И так как в селах к тому времени жило большое количество недавних эмигрантов из сербских районов Герцеговины и Черногории, то местное мусульманское население стало воспринимать их как чуждый элемент. Общее неприятие мусульманами своих соседей усугубило то, что в Турецкой империи стали вспыхивать восстания инициируемые либо из Черногории, либо из Австрии, где сербы к тому времени достигли значительного влияния. Насколько высок был среди местного сербского населения процент черногорских и герцеговинских эмигрантов, показали сербские исследования Вука Караджича, который в 19 веке установил, что в тогдашней Сербии до 50-60 % сербов имело только доказанные черногорские и герцеговинские корни. Лишь в южной Сербии этот процент равнялся 20-30%, что собственно и привело к достаточно большому различию в психологии и обычаях сербов из Южной Сербии и Македонии и сербов из Шумадии. Способствовало этому различию и создание Белградского пашалука. В ходе краткого австрийского господства (1718-1739) местное сербское население усилилось и психологически и экономически, а число турок (под которыми понимались все мусульмане) уменьшилось в силу бегства мусульманского населения в соседний Боснийский пашалук.Турки после 1739 года так и не смогли восстановить свою власть в заново созданном Белградском пашалуке. Так как к этому времени Турция несла одно поражение за другим от России, заключившей военный союз с Австрией, то сербы закономерно поднимали новые восстания. Австрийские сербы из Военной границы сыграли в этом ключевую роль, кадрами и оружием способствовавшие возникновению четнического движения в пограничных с Австрией турецких владениях. Так как в Белградском пашалуке власть турок была самой слабой, то и четническое движение было здесь самым сильным. Оно получило название «Кочина война»,по имени главного организатора местного четнического движения, богатого сербского торговца, Кочи Айразовича. Австрии тогда, после серии турецких поражений, не представляло труда занять Белградский пашалук, однако, к этому времени Венский двор потерял интерес к борьбе с турками, и больше интересовался европейской политикой. В результате в 1791 году был подписан Систовский мир и австрийцы вывели все свои войска из Сербии. Сербский летописец тогда написал — «за короткое время немцы трижды сербский народ предавали и под саблю турок отдавали. Отныне отцы братья смотрите, чтобы больше не пострадать нам как теперь, когда на наш народ пришла погибель». В то же время остается фактом — не поднимай сербы восстаний против турок, они не имели бы союзников, так как союза в политике ищут с теми, кто представляет какую-то силу. Никакая лукавая дипломатия сербам бы не помогла, как не помогла грекам политика Фанара. Если бы греческая эмиграция в России не организовала с помощью России (о чем иные нынешние греки забыли) восстания против турок, то Греция доныне была бы частью Турции, так как Россия не смогла бы воевать против Турции из-за давления правительств европейских держав. Также и с сербами: не сопротивляйся они туркам со времени падения Смедерево в 1459 году, то не было бы помощи из Австрии и России (о которой многие сербы тоже уже забыли) в ходе Первого (1804) и Второго (1815) сербских восстаний восстановивших Сербию. Из всего вышеизложенного достаточно ясно видится,что сербы являлись, главным силой на Балканах, этом смешении религии и наций, а само сербское общество столетиями, было полем столкновений трех великих мировых религий — православия, католичества и ислама. Каждая эта религия, создавали собственную культуру во всех областях жизни общества, разумеется, имея различия на национальных почвах. Этому способствовало смешения с религиями, не только существовавшими до прихода этой основной, но и зачастую существовавшими параллельно с ней, а так же из-за рассовых особенностей народов. Все это подобно органической химии, где, смешивая те или иные материалы, получаются различные сплавы с новыми, порою неожиданными характеристиками. Религия же создает образ жизни и мышления людей, и именно она, а вовсе не экономика рождает ту или иную цивилизацию. Наличие или отсутствие развитого государства не играет роли в этом, ибо конфликт между европейскими колонистами в Америке с индейцами носил как раз характер борьбы цивилизации, а любая такая борьба куда более бескомпромиснее, в отличие от любого межгосударственного конфликта, если опять-таки государства не относятся к различным цивилизациям. В то же время нельзя впадать в своеобразную всеядность, давая всем религиям одинаковые права на «истину». Как бы «демократично» это не казалось, на деле это ведет к потере ясности мышления и, следовательно, к своеобразному кораблекрушению, либо программы, либо государства, принявшего эту программу. Что касается православия, то в этой работе берется за аксиому ее истинность, по отношению ко всему христианству, которое по Евангелию имеет одну истину — Иисуса Христа, что весьма четко и детально формулирована правилами семи вселенских соборов. Православие пред-ставляет собой религию постоянную, именно в силу своей истинности, её можно сравнить с золотом — оно не подвергается коррозии, но, имея в своем составе примеси, лишь теряет в качестве. История православной культуры в области государства и права широко известна, и начало этому — Римская империя царя Константина, ныне часто называемая Византийской, и все позднейшие православные государства, возникшие после неё на Балканах. Москва органически и без насилия, заняв в 15 веке место Константинополя, стала Третьим Римом, чьи цари, через брак Ивана III с дочерью последнего римского императора Софьей Палеолог, стали законным преемникам римских императоров, и, тем самым, покровителями всех православных христиан ойкумены. С тех пор история России неразрывно связана с Балканами — останкам старой Византийской империи. На Балканах Россия защищала всю православную цивилизацию, и чем меньше православия оставалось в России, тем меньше внимания уделялось Балканам. Сербы здесь важны потому, что они на Балканах в наибольшей степени, даже от греков, разумеется, современных, восприняли цели этой борьбы и в этом причина верности многих выдающихся православных сербских вождей и всей сербской православной церкви России. Эта верность была верностью не тому или иному царю, а идее, которую он воплощал, как и верность русских вождей, делу защиты православных христиан Балкан, да и всего остального мира была верностью идее и зависела от того, насколько народы Балкан были верны всему православию. Русские и сербы являются своего рода союзниками, но соединенными не политическими или экономическими интересами, а верностью идеи православия. Не случайно русские создали великое государство, как не случайно сербы, больше всех других христианских народов Турции, тянулись к уничтожению султанской власти. Все это произошло потому, что они крепче всех держались как буквы, так и духа православия, и это, естественно, должно было сделать, их самыми ненавидимыми со стороны врагов православия, и в то же время это вынуждало искать с ними союза. Сила русских и сила сербов несопоставима, да и то, что русским принадлежит движущая роль в православной цивилизации, признавали все великие сербские вожди, еще в 16-17 веках выражавшие приверженность русскому царю, хотя, Русь тогда была от них слишком далека. Но ведь «не в силе Бог, а в правде». | |
Категория: Разное | Просмотров: 4166 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||||
| |||||||||