11:41 Великая Отечественная война за полярным кругом | |
Великая Отечественная война за полярным кругом После войны, когда многие секретные документы нацистов перестали быть тайной, оказалось, что план "Барбаросса" не предусматривал действий крупных сухопутных или морских сил на направлениях, которые его авторы считали второстепенными. Фашистские генералы хотели предрешить исход войны молниеносными ударами по Москве, Ленинграду, Домбассу. Они полагали, что Архангельск и Мурманск попадут в их руки без особых усилий как трофеи после победы на главных направлениях. Самонадеянно рассчитывая на успех планов "блицкрига", немецкое верховное командование хотело сберечь свои морские силы для дальнейшей борьбы с Англией, а возможно и с США. Однако планы "блицкрига" провалились. Война приняла затяжной характер. Вместо бронированных кулаков, с помощью которых фашисты и их сателлиты намеривались быстро добиться победы, им пришлось драться, "растопырив пальцы", на огромном фронте от Одессы до Мурманска. И все же, когда коммуникации Советского Союза с США и Великобританией в северных водах приобрели стратегическое значение, гитлеровское командование перебросило сюда крупные соединения своего флота, решив действовать активно. Северный флот, самый правофланговый и самый молодой из всех наших флотов и фронтов, принял участие в борьбе с немецкими кораблями. Своеобразие Северного морского театра не ограничивается суровыми природными условиями. Благодаря теплому течению Атлантики с юго-западной части Баренцева моря лед не препятствует боевым действиям флота в течение всего года. Зато в северных и восточных районах Баренцева и Белого морей, а также в Карском море зимой из-за льдов корабли ходить не могут. Серьезно затрудняли действия флота полярный день и полярная ночь. В полярную ночь усложнялся визуальный поиск, зато в условиях полярного дня почти исключалась скрытность действий. Географические особенности побережья Северной Норвегии - изобилие фиордов, обрывистые высокие берега, большие глубины возле них - давали фашистскому флоту возможность базировать свои корабли маневренно и рассредоточено. Готовясь к нападению на Советский Союз, германское командование держало наготове в Северной Норвегии и Северной Финляндии один финский и два немецких корпуса, сведенных в группу "Норвегия". Планом операции намечалось овладеть Мурманском и главной базой Северного флота - Полярным, захватить Кировскую железную дорогу и тем самым изолировать Кольский полуостров от центральных районов страны, оккупировать Советскую Карелию и овладеть всем бассейном Белого моря до Архангельска включительно. Немецко-фашистское командование рассчитывало осуществить свои планы на Севере молниеносно, используя в основном сухопутные силы и авиацию. Бомбардировщики должны были нанести массированные удары по Полярному и Мурманску и разрушить шлюзы Беломорско-Балтийского канала, чтобы отрезать Северный морской театр от Балтийского. Немецкие морские силы на Севере к началу войны были незначительны. Базировались они на порты и базы Варангер-фиорда, в частности на Петсамо (Печенгу) и Киркенес. Протяженность нашего Северного фронта превышала триста километров. Врагу противостояла 14-я армия (Ленинградского фронта) под командованием генерал-лейтенанта В. А. Фролова. Две ее дивизии (из пяти) действовали на мурманском направлении. Первое крыло армии, оборонявшее мурманское направление, поддерживал Северный флот. Сравнительно молодой из флотов нашей страны, он имел к началу войны сравнительно немного кораблей. Эскадренных миноносцев было всего восемь, а подводных лодок - пятнадцать. Не хватало и хорошо оборудованных баз. Для стоянки кораблей приходилось использовать гавани Мурманска и бухты Кольского и Мотовского заливов. В начале войны противник на Севере имел превосходство в сухопутных войсках и авиации и уступал Северному флоту только по числу подводных лодок. В надводных кораблях было относительное равенство сил. Война на Северном театре проходила в условиях сравнительно более спокойных, чем на Черном море или на Балтике. Там напряжение доходило до предела, флоты были вынуждены покинуть свои лучшие базы, и это чрезвычайно усложняло проведение всех операций на море. К счастью, на Севере нам не пришлось пережить ничего подобного. В первую неделю войны в Заполярье боевые действия ограничивались взаимными налетами авиации. Фашисты перешли там в наступление лишь в последних числах июня, и это позволило 14-й армии и Северному флоту лучше подготовиться к встречи с врагом. На кандалакшском направлении гитлеровцам удалось с тяжелыми боями несколько продвинуться в глубь нашей территории, но выйти к Кировской железной дороге они так и не смогли. На мурманском направлении, несмотря на превосходство сил, особенно в авиации, они продвинулись не более чем на 30 километров. Уже в августе 1941 года немцы выдохлись и потеряли способность наступать. Наши войска оставили их на рубеже реки Западная Лица. Еще раньше, 15 июля, перешли к обороне фашистские полки, рвавшиеся на полуостров Средний. В начале сентября противник вновь возобновил наступление на мурманском направлении и захватил плацдарм на восточном берегу реки Большая Западная Лица, с которого продолжал угрожать главной базе Северного флота - Полярному. На мурманском направлении врага удалось остановить, и в этом большая заслуга Северного флота. Он поддерживал 14-ю армию артиллерией и авиацией, с кораблей высаживали десанты, море перевозили войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие. С первых дней войны на Северном флоте начали формировать части морской пехоты. Уже в начале июля отряды моряков-добровольцев героически сражались в рядах 14-й армии. Их часто использовали в десантах как отряды первого броска и штурмовые группы. Высадка десантов во фланги и в тыл врага действенно помогала нашим войскам. Моряки десантов сражались героически. Неувядаемой славой покрыли себя имена таких десантников, как старший сержант В. П. Кисляков, матрос Иван Сивков, первые североморцы - Герои Советского Союза. Немецкий флот не обеспечил приморского фланга своей армии, наступавшей на Мурманск, а она в этом очень нуждалась. Командование же нашего Северного флота, уже в июле высадило несколько десантов в район губы Большая Западная Лица. В. Гесс тоже вынужден был признать, что "благодаря высадки десантов долгое время инициатива удерживалась в реках советских войск". Самый большой из этих десантов - свыше шести тысяч человек - был высажен 28 апреля 1942 года в районе мыса Пикшуев, который сорвал наступление корпуса "Норвегия" на Мурманск. Подводные лодки, сведенные в бригаду, которой командовал капитан 1-го ранга Н. И. Виноградов, были в года войны главной ударной силой Северного флота. Четыре дивизиона бригады возглавляли прославленные подводники капитаны 2-го ранга М. И. Гаджиев и И. А. Колышкин, капитаны 3-го ранга Н. И. Морозов и М. Ф. Хомяков. В строю обычно находилось около 20 подводных лодок: переведенные с Балтики и получаемые от судостроителей лодки с трудом возмещали потери. К концу 1942 года число подводных лодок на Севере у нас и у противника было примерно равным. Немецкое командование, первоначально недооценивало силы Северного флота, с декабря 1941 года было вынуждено срочно начать постановку минных заграждений, чтобы защитить со стороны моря свои коммуникации и преградить путь нашим подводным лодкам в глубоководные фиорды. По трассе движения конвоев противник оборудовал сигнально-наблюдательные посты и установил батареи. В состав охранения конвоев немецкое командование включило миноносцы и авиацию. Действия североморцев срывали планомерное снабжение немецко-фашистских войск в Заполярье, отвлекали значительные силы, которые противник не мог использовать на других направлениях, например на Черном море. Успешные боевые действия североморцев были одной из главных причин провала вражеского наступления в Заполярье. Северные воды, по которым шли конвои, играли в тот период огромную роль. На Черном море мы имели крупный флот, а немецкое командование было лишено возможности послать туда крупные корабли. Противнику не оставалось ничего иного, как атаковать наши военно-морские базы с суши. В Баренцевом море обстановка сложилась иначе. Мы имели относительно слабый по составу Северный флот. Немцы же легко могли перебросить туда свои соединения флота в дни решительной борьбы за Мурманск. Однако этого не случилось, и 14-й армии с помощью Северного флота удалось остановить противника. Первые внешние конвои начали приходить после того, как на Московской конференции трех держав - СССР, Англии и США 29 сентября - 1 октября 1941 года было подписано соглашение о взаимных поставках. Сложной проблемой был тогда выбор путей для перевозки грузов. Самые короткие пути - по Балтийскому и Черному морям - были блокированы противником, пришлось использовать менее удобные пути - северный, тихоокеанский и иранский. Путь из Англии и США через Северную Атлантику и Баренцево море в Мурманск и Архангельск был наиболее коротким. 1800-2000 миль конвои проходили за десять - четырнадцать суток. К тому же порты на Севере были ближе других к фронту и промышленным районам, куда направлялись прибывшие грузы. Незамерзающий Мурманский порт круглый год мог принимать суда. Этот путь проходил в зоне активных действий немецких морских и воздушных сил. С базы в северной Норвегии они могли вести разведку и нападать на конвои Большая протяженность маршрута, а в летнее время долгий полярный день помогали врагу. Обеспечить охрану конвоев Северному флоту было нелегко. Советское правительство 13 сентября 1941 года предложило Англии высадить 25-30 дивизий в Архангельске или перевезти их через Иран в южные районы СССР. Однако Черчилль не захотел посылать в бой свои войска и предложил в качестве помощи заменить наши части в Иране или послать английские войска на Кавказ "для охраны нефтяных районов". Суть этого предложения сразу прояснила истинные причины, по которым Англия всячески тянула с открытием второго фронта не только в 1941-1942 годах, но и в течение всего 1943 года. Пунктами, где в 1941-1943 годах формировались конвои, являлись порты Лох-Ю и Скапа-Флоу в Англии и Рейкьявик в Исландии. Вначале в конвоях было всего по шесть - десять транспортов. С марта 1942 года их стало больше - до двадцати пяти, а в некоторых до тридцати - сорока. Маршрут конвоев проходил из Англии или Исландии через острова Ян-Майен и Медвежий - в Мурманск и Архангельск. Оборона транспортов от подводных лодок была круговой. В состав конвоев включались эскадренные миноносцы, корветы, фрегаты, тральщики и охранники за подводными лодками. У каждого корабля было определенное место в общем походном ордере (порядке) конвоя. Но, обнаружив вражеские подводные лодки, корабли охраны покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя. Осенью 1941 года была установлена разграничительная линия между зонами действия английского и советского флотов по обеспечению конвоев. Сначала она проходила по меридиану 18 градусов, а затем - по меридиану 20 градусов. Британская военно-морская миссия в СССР имела свои отделения в Полярном и Архангельске. Конкретные вопросы, касающиеся конвоев решали командование Северного флота и представители этой миссии на месте. В Полярном и в Архангельске английская миссия имела радиосвязь со своим адмиралтейством, базой в Исландии, кораблями и конвоями в море. Перед выходом конвоев из Англии миссия сообщала командованию Северного флота состав конвоя, дату и время отправки, маршрут движения и другие сведения. В свою очередь, советское командование информировало миссию о мерах, принятых для обеспечения охраны и встречи конвоя. Адмирал Гамильтон, получив этот странный приказ, "перевыполнил" его. Он приказал отойти и тем боевым кораблям, которые непосредственно охраняли конвой. Транспорты остались совершенно беззащитными. Скорость у них была мизерная: восемь-десять узлов. Лучшей добычи для немецких подводных лодок и авиации быть не могло. Они и воспользовались этим. Из тридцати четырех транспортных и двух спасательных судов конвоя погибли двадцать четыре. Командование Северного флота приняло энергичные меры для поиска и спасения уцелевших транспортов, выслав для этого корабли и самолеты. Обнаруженные в самых различных пунктах, вплоть до Новой Земли, уцелевшие транспорты под охраной наших кораблей пришли в Архангельск. Использовав трагедию с конвоем, Черчилль отложил движение конвоев до наступления полярной ночи. Об этом он написал 18 июля Сталину, излагая трудности проводки конвоев северным путем и обещая усилить снабжение через Иран. Это было, конечно, легче для моряков, но трудности с доставкой грузов на фронт возросли, а главное, приходилось тратить лишнее время, каждая минута которого так дорога на войне. Начались длительные переговоры в Москве и в Лондоне с контр-адмиралом Майлсом, адмиралом Д. Паундом и морским министром лордом Л. Александером. Уходило драгоценное время, и только 7 сентября из Исландии вышел следующий конвой из сорока транспортов и тридцати одного корабля охраны. В английской зоне обеспечение оказалось недостаточным, и конвой потерял тридцать транспортов, после встречи конвоя нашими эсминцами и авиацией был потерян только один транспорт. Однако британское адмиралтейство вновь прекратило отправку конвоев. Даже когда транспорты достигали порта назначения - Архангельска или Мурманска, испытания не кончались на этом. Противник всячески старался уничтожить доставленные грузы массированными ударами авиации (особенно в Мурманске) . Борьба в портах была временами не менее ожесточенной, чем на море. За транспорты и грузы боролись наши истребители, зенитные батареи и население, которое отважно тушило пожары и спасало ценное имущество. Немалые трудности, правда иного рода, приходилось преодолевать и в случае приема караванов в Архангельске, особенно зимой. Лед, толщина которого доходила порой до метра, можно было преодолеть здесь только с помощью мощных ледоколов. Если теплое течение Гольфстрим обеспечивает свободное плавание в любое время в Баренцевом море, то уже в горле Белого моря торосистые льды появляются в декабре и становятся особенно тяжелыми в январе - феврале. Связаться с отдельными северными районами, чтобы доставить в них продовольствие, оборудование и вывести местную продукцию, можно было только морем. Судов для перевозок не хватало, к тому же почти половина из шестисот пятидесяти требовали ремонта и перестройки. Весьма скромны были возможности портов, только Архангельский, Северодвинский и Мурманский порты имели достаточно погрузочно-разгрузочных средств. Кроме того, судоходство в Арктике и Белом море ограничивали ледовые условия, а ледоколов в начале войны на Севере было всего два. Следует отметить, что в довоенное время советское командование недооценивало значение морских путей на Севере и недостаточно разрабатывало проблему их защиты. Поэтому уже в ходе войны пришлось создавать новые военно-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы. Провал "блицкрига" на Восточном фронте, в том числе и на мурманском направлении, заставил фашистов активнее действовать на морских путях нашего Севера. Их подводные лодки появились в восточной части Баренцева моря и доходили до проливов Югорский Шар и Маточкин Шар. В январе - марте 1942 года немцы скрытно минировали северную часть Белого моря и подходы к Кольскому заливу. С марта их авиация начала усиленно бомбить Мурманск. Гитлеровское командование рассчитывало сорвать нашу арктическую навигацию 1942 года. Оно хотело показать, что Северный морской путь даже за тысячу миль от фронта находится под ударами немецкого флота. Операция была намечена на вторую половину августа - начало сентября. И тоже не случайно: в это время через Карское море должны были пройти в обоих направлениях несколько караванов. Об одном из них, вышедшем в начале июля из бухты провидения на запад, противнику заблаговременно сообщила японская разведка. Караваны проводили линейные ледоколы и ледокольные пароходы. Фашисты рассчитывали одним ударом уничтожить не только транспортные суда с ценными грузами, но и весь ледокольный флот западного сектора Арктики. Надводные рейдеры врага намеревались поставить мины в наших водах, обстрелять порты и стоянки судов на острове Диксон, в Нарьян-Маре, Амдерме, потопить советские рыболовные суда. Для помощи надводным рейдерам были выделены подводные лодки и самолеты-разведчики. Успех операции строился на внезапности. Но фашисты просчитались. Они недооценили опыт и мастерство кораблевождения советских моряков. В 1943 году напряженность борьбы на арктических внутренних коммуникациях не только не ослабела, но даже несколько возросла. Со второй половины февраля противник начал широко использовать авиацию. Опыт первых лет войны убедительно показал, как важны внутренние морские сообщения на Севере. Недооценка их защиты была нашим серьезным просчетом в подготовке Северного флота в предвоенные годы. К тому же сил там было явно недостаточно. И тем важнее подчеркнуть, что небольшие потери наших кораблей и судов на внутренних морских путях Арктики результат правильных и вовремя скоординированных мер, которые были приняты, хотя и с опозданием. Вместе с тем этот факт свидетельствует о крупных промахах вражеского командования. | |
Категория: Разное | Просмотров: 2591 | |
Всего комментариев: 0 | |