MENU
Главная » 2011 » Февраль » 15 » Первый серийный советский вертолет МИ-1
11:11
Первый серийный советский вертолет МИ-1

Первый серийный советский вертолет МИ-1

В 1947 г. Совет министров СССР постановил создать опытное конструкторское бюро по вертолетостроению. Главным конструктором этого ОКБ был назначен Михаил Леонтьевич Миль (1909-1970 гг.), возглавлявший до этого научно-исследовательскую лабораторию вертолетного отдела ЦАГИ. В 1950 г. началось серийное производство вертолета МИ-1 (ГМ-1). По своим летно-техническим характеристикам вертолет "Ми-1" приближался к известному американскому вертолету "Sikorsky S-51", созданному в 1946 г., и английскому вертолету "Bristol 171", созданному в 1947 г., однако, в отличие от этих вертолетов, строившихся непродолжительное время в небольших количествах - 200-400 экземпляров, аппарат созданный Милем получил широкое практическое использование в вооруженных силах и народном хозяйстве СССР и других странах.

В кабине, кроме летчика, могли разместиться два пассажира. Машина имела классическую одновинтовую схему с трехлопастными несущим и хвостовым рулевым винтами. В ее проектировании учитывался опыт зарубежного вертолетостроения, но, в то же время, советские инженеры создавали полностью оригинальную конструкцию.

О высоких летно-технических характеристиках вертолетов "Ми-1" свидетельствуют установленные в 1958-1968 г.г. 27 международных рекордов. Поэтому вертолеты "Ми-1" до настоящего времени остались в эксплуатации во многих странах. Так, например, по данным, приведенным в ежегодном обзоре "Военная авиация стран мира", опубликованном в журнале "Флайт Интернешнл", на середину 1996 г. в вооруженных силах различных стран мира использовалось примерно 150 вертолетов "Ми-1".

В ходе производства и эксплуатации вертолет постоянно совершенствовался. Так, например, конструкция лопастей несущего винта была очень трудоемка, а их ресурс оставлял желать лучшего, поскольку они состояли из трех сочлененных стальных труб (лонжерон) деревянных нервюр и перкалевой обшивки. В 1956 году составной лонжерон стали изготавливать из холоднокатаной стальной трубы переменной толщины. В следующем году для Ми-1 разработали цельнометаллическую лопасть с прессованным дюралюминиевым лонжероном, а затем и с сотовым заполнителем. В те же годы внедрили управляемый стабилизатор на хвостовой балке и необратимые гидроусилители в системе управления несущим винтом, усовершенствовали втулку несущего винта. Были и другие изменения, направленные на улучшение эксплуатационных свойств машины и ее технологичности. А в 1957 году на испытания поступил Ми-1М, ставший основой для создания разведчика-корректировщика Ми-1МРК и первого советского ударного вертолета Ми-1МУ.


Во второй половине 1950-х годов за рубежом после появления малогабаритных реактивных управляемых снарядов стали разрабатывать боевые вертолеты. Не остался в стороне и Советский Союз, где в 1958 году по инициативе М.Л. Миля приступили к разработке машин аналогичного назначения, взяв за основу вертолет Ми-1М. Для начала из-за отсутствия управляемого оружия вертолет оснастили двенадцатью турбореактивными снарядами (стабилизировавшимися вращением) ТРС-132, размещенными в двух кассетах по бокам фюзеляжа. Затем на вертолете попробовали разместить пехотные пулеметы, и, наконец, в соответствии с постановлением Совета Министров и ЦК КПСС № 141-58 от 17 февраля 1961 года опытный завод № 329 обязали оборудовать четыре Ми-1М первыми отечественными противотанковыми управляемыми по радио ракетами ЗМ11 комплекса К-1В «Фаланга». Четыре таких изделия также подвешивались по бокам фюзеляжа.

В сентябре 1961 года Ми-1МУ передали на совместные государственные испытания, завершившиеся в апреле 1962 года с положительной оценкой в следующем году. Но на вооружение, несмотря на рекомендацию Государственной комиссии, его, как и Ми-1МРК, не приняли, поскольку к тому времени производство Ми-1М в СССР было прекращено. К тому же появились более грузоподъемные машины с газотурбинными двигателями, способные более эффективно решать возложенные на них задачи.

Ми-1 положил начало крупносерийному производству вертолетов в Советском Союзе и их широкому использованию как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве. На Ми-1 были установлены 27 мировых рекордов, и он эксплуатировался до середины 1980-х годов в странах Варшавского договора, поставлялся в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа, Северную Корею и Финляндию.

В 1955 г. началась передача производства Ми-1 в Польскую Народную Республику, где он серийно строился под обозначением SM-1 на заводе WSK Swidnik с 1957 по 1965 гг. С первого аппарата марки «Ми» началось польское вертолетостроение. Всего в Польше было выпущено 1683 вертолета Ми-1 в разных вариантах и модификациях (в том числе 86 вертолетов SM-2). Большинство из них поступило в Советский Союз. Последний Ми-1 в нашей стране был официально снят с эксплуатации в 1983 г. Однако отдельные летные экземпляры Ми-1 до сих пор сохраняются в музеях и частных коллекциях.

Схема устройства вертолета МИ-1:

1-несущий винт, 2-автомат перекоса, 3-ось несущего винта, 4-бачок для противообледенительной жидкости, 5-рулевой винт, 6-редуктор, 7-стабилизаторы, 8-бак для горючего, 9-основное колесо, 10-вентилятор, 11-двигатель, 12-главный вал, 13-места пассажиров, 14-место пилота, 15-рычаг для одновременного регулирования газа и установки лопастей, 16-носовое колесо, 17-рация.

Модификация Ми-1
Диаметр главного винта, м 14.35
Диаметр хвостового винта, м 2.50
Длина,м 12.09
Высота ,м 3.30
Масса, кг
пустого 1700
нормальная взлетная 2140
максимальная взлетная 2330
Внутренние топливо, л 240
Тип двигателя 1 ПД Прогресс АИ-26ГРФ
Мощность, кВт 1 х 429
Максимальная скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 430
Скороподъемность, м/мин 318
Практический потолок, м 3500
Статический потолок, м 2700
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира и/или 255 кг груза

Категория: Военная техника | Просмотров: 3449 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 6
6 Sasa  
В СССр Люди были преданы стране и создавали технику не за деньги, а для себя, наши были лучьшими!! smile

5 SPROOT  
Что машинка неплохая спорить не буду, но насчёт того что "на на смотрят и облизываются" по отношению к техники, не согласен полностью! Наши никогда помойму не научятся строить нормальную технику... живым примером наш всеуважаемый АвтоТАЗ... мде..

4 djvkas2011  
Хароший вертолёт. Отметился в истории как первый вертолёт традицыонной схемы с одним несущим винтом. На то время он был просто "бомба"! Очень славился не только у военных, но и у гражданских литц!

3 Smerch74  
Вообще МИ так и осталось до наших дней самая надёжная машина ,сколько они налетали,скольким помогли и помогут ещё,я думаю ещё не скоро будет найдена замена. Многие страны до сих пор закупают их себе,а главное многофункциональность,из простого вертолёта который летает на кукурузными полями,можно модернизировать в полноценный боевой,всего лишь поменять навесное оборудование и готово! smile

2 vlas  
Живу возле учебного аэродрома. И до сих пор наши молодые летчики и студенты из Африки учатся летать именно на Ми-1. И наверное еще не один десяток лет будут летать.

1 djkxfhf  
Неплохая машинка. Следует сказать, что в некоторых африканских странах сие чудо до сих пор летает. А вообще по поводу авиастроения, то в СССР оно всегда было на высоте. Даже сейчас, в условиях кризиса иностранцы глядят на наши образцы авиатехники и облизываются

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]