MENU
Главная » 2013 » Июль » 27 » Корейская война: еще одна загадка Сталина и взгляд со стороны
19:11
Корейская война: еще одна загадка Сталина и взгляд со стороны
Корейская война: еще одна загадка Сталина и взгляд со стороны

27 июля исполняется 60 лет окончания войны в Корее, последствия которой сказываются по сей день.

Почему, как свидетельствуют рассекреченные документы, Сталин сначала ее не хотел, с трудом уступив настояниям Ким Ир Сена и Мао Цзэдуна, а потом упорно не желал заканчивать, хотя невозможность победы над Югом сделалась очевидной?

На Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях вопрос о будущем Кореи не обсуждался.

Советские войска вступили на ее территорию 11 августа 1945 года в ходе операции против японской Квантунской армии. О разделительной линии по 38-й параллели договорились в рабочем порядке. Американцы высадились на юге полуострова только 8 сентября, спустя шесть дней после капитуляции Японии.

В 1948 году вооруженные силы обеих держав покинули Корею, оставив лишь военных советников.

"Корея находилась на периферии тогдашней мировой политики. Советский Союз в первые послевоенные годы не уделял этой стране сколько-нибудь серьезного внимания", - пишет современный российский историк, бывший начальник Архивного управления при президенте РФ Рудольф Пихоя.

Первых гражданских экспертов в области промышленности и железнодорожного транспорта СССР направил в Северную Корею во второй половине 1947 года. Ректор Дипакадемии МИД РФ профессор Анатолий Торкунов в своей книге "Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 гг." приводит комментарий Сталина: "Дать 5-8 специалистов, которые способны заставить корейцев потрудиться. Нам не стоит глубоко влезать в корейские дела".

Со своей стороны, госсекретарь Дин Ачесон, выступая 12 января 1950 года в Национальном клубе печати, заявил, что оборонный периметр США на Тихом океане охватывает Алеутские острова, Японию и Филиппины, не включив Корею в сферу американских интересов.

Про объединение Кореи военным путем впервые заговорил Ким Ир Сен во время встреч со Сталиным 5 и 14 марта 1949 года. Сталин в ответ порекомендовал северокорейскому лидеру сначала обзавестись военной авиацией.

"Сталин не советовал своим собеседникам первыми нападать на Южную Корею", - указывает в книге "Семь вождей" историк Дмитрий Волкогонов.

Главный военный советник генерал-лейтенант Николай Васильев в июне 1949 года доложил в Москву, что северокорейская армия к войне не готова.

Советский посол в Пхеньяне, бывший член Военного совета Дальневосточного фронта генерал-полковник Терентий Штыков лоббировал позицию властей страны пребывания и в шифровке от 30 октября 1949 года получил выговор от Сталина: "Вам было запрещено без разрешения центра рекомендовать правительству Северной Кореи проводить активные действия против южных корейцев. Эти указания вами не выполняются. Указываем вам на неправильность ваших действий".

Однако Пхеньян рвался в бой. 10 января 1950 года Штыков отправил в Москву запись беседы с Ким Ир Сеном, состоявшейся двумя днями ранее. Тот заявил, что "он коммунист, и указания товарища Сталина для него являются законом", но выглядел обиженным, доказывал, что "после Китая вопрос освобождения Кореи стоит на очереди", утверждал, что "партизаны не решат дела", и досадовал, что южане не спешат нападать на Север.

10 апреля 1959 года Ким снова добился приема у Сталина и заручился его согласием отдать дело на откуп Мао Цзэдуну.

14 мая советский лидер обратился к Мао с секретным посланием: "В беседе с корейскими товарищами Филиппов [один из псевдонимов Сталина] и его друзья высказали мнение, что в силу изменившейся международной обстановки они согласны с предложением корейцев приступить к объединению. При этом было оговорено, что вопрос должен быть решен окончательно китайскими и корейскими товарищами совместно, а в случае несогласия китайских товарищей решение вопроса должно быть отложено до нового обсуждения".

Мао уговаривать не пришлось. "Кормчий" пребывал в эйфории от недавней победы над Чан Кайши, и вообще был настроен воинственно.

На расширенном заседании Военного совета ЦК КПК 11 сентября 1959 года он заявил: "Мы должны покорить земной шар. О том, как работать на Солнце, мы пока говорить не будем. Нашим объектом является весь земной шар. Непременно надо проникнуться такой решимостью".

Среди причин разрыва Мао с Москвой в 1960-х годах исследователи называют нежелание Хрущева, а впоследствии Брежнева ввязываться в мировую войну.

Позиционная война

На рассвете 25 июня 1950 года северокорейская армия перешла 38-ю параллель. В Пхеньяне заявили, что, оказывается, это "изменник" Ли Сын Ман "вероломно вторгся на территорию КНДР".

Для американцев атака оказалась полной неожиданностью. 20 июня госсекретарь Ачесон публично заявил, что война в Корее маловероятна. Он и президент Трумэн уехали на уикэнд на родину - в Мэриленд и Миссури.

Армия вторжения состояла из 135 тысяч человек, 150 советских танков Т-34 и 172 самолетов. Южная Корея располагала 150 тысячами военнослужащих, почти не имела бронетехники и располагала всего дюжиной легких учебно-боевых самолетов.

Уже 28 июня северокорейцы взяли Сеул.

В начале июля на юге полуострова высадились американские войска, точнее, силы ООН, в которых были представлены 16 государств, но основной костяк составил американский контингент.

Александр Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" описал энтузиазм, охвативший при этом известии советских политзаключенных, и назвал ООН "прообразом будущего всечеловечества".

СССР мог наложить вето на соответствующую резолюцию Совета Безопасности и, как минимум, не дать американцам и их союзникам использовать голубой флаг, но в то время бойкотировал работу Совбеза из-за того, что Китай в нем представляли власти Тайваня.

По мнению большинства исследователей, американцы взялись за оружие не потому, что Корейский полуостров представлял в их глазах важную ценность, а из-за принципиального желания не допустить расползания коммунизма.

15 сентября, накопив силы (10 дивизий, 500 танков, 1634 орудия, 1220 самолетов, 230 кораблей) командование сил ООН нанесло сокрушительный контрудар и высадило морской десант в районе Инчхона, отрезая северокорейские войска на Юге.

В течение двух недель армия КНДР была разгромлена и фактически перестала существовать. 20 октября пал Пхеньян.

Уже 26 сентября Ким Ир Сен распорядился "немедленно принять меры к выводу из Южной Кореи резервов, чтобы их использовать в Северной Корее, а также не дать воспользоваться ими южанам".

25 октября Мао бросил в Корею 270 тысяч китайских "добровольцев" под командой маршала Пэн Дэхуая, число которых впоследствии выросло до миллиона.

Сталин направил в Корею истребительный авиакорпус, но запретил перелетать линию фронта, чтобы советские летчики не могли попасть в плен. СССР официально признал факт своего участия в войне лишь в 1970-х годах.

Это были первые в истории воздушные бои с участием реактивной авиации, в ходе которых советские ВВС, по официальной информации, потеряли 335 машин и 120 пилотов, сбив 1097 неприятельских самолетов. Согласно американским данным, ВВС США сбили 976 и потеряли 1041 машину.

К маю 1951 года после серии наступлений и контрнаступлений война приняла позиционный характер.

Конфликт завершился практически «вничью»: два корейских государства по-прежнему разделяет 38-я параллель — как и до начала войны.

Взгляд из России

Кратко проанализировать ход войны и подвести ее итоги Русская служба «Голоса Америки» попросила Александра Панова, главного научного сотрудника Института США и Канады РАН, профессора МГИМО МИД РФ, в прошлом посла в Корее и Японии.

«Голос Америки»: Кто развязал войну?

Александр Панов: Совершенно очевидно — и это, по-моему, уже никем не оспаривается, — войну начала Северная Корея наступлением на юг. Хотя, конечно, можно исходить и из того, что, в принципе, обе стороны готовились к войне. Но начала ее КНДР.

Вначале северокорейская армия очень быстро наступала и практически дошла до окончания полуострова. Но потом США вмешались в конфликт, перерезали коммуникации северянам, и тем пришлось быстро отступать. Тогда война практически подошла к границе с Китаем. И вскоре в бои вступили китайские «добровольцы» — на самом деле, разумеется, регулярные части. Тут наступил действительно критический момент войны. Американцы увидели, что не могут одержать победу.

Был момент, когда командующий войсками ООН генерал Дуглас Макартур активно предлагал руководству США, в том числе президенту Трумэну применить ядерное оружие (против Китая — Г.А.). Но этот вариант отвергли. Более того, Макартур был в конечном итоге снят с должности.

Г.А.: Что помогло США и ее союзникам переломить ход войны?

А.П.: Это произошло в результате очень умелой войсковой операции. Северокорейцы растянули свои войска, обнажив тыл. А американский десант, который высадился в тылу, перерезал все артерии снабжения. Этот маневр, в военном плане действительно крайне выгодный стратегически, и привел к тому, что Северу пришлось отступать. К тому же, Пхеньян не готовился к длительной войне, а рассчитывал на блицкриг. В Северной Корее не ожидали, что в войну вступят войска ООН во главе с США. Замечу, что на стороне ООН в конфликте участвовало более 50-ти государств.

Г.А.: Каково участие Советского Союза в войне и насколько вероятно было прямое столкновение СССР и США?

А.П.: Есть подтвержденные сведения, что Сталин и советское руководство не одобряли намерений северокорейского лидера Ким Ир Сена начать военные действия. СССР воздерживался от прямого участия в войне, но материальную помощь оказывал. А несколько позднее советские летчики вступили в бой с американскими и, фактически, прикрыли Северную Корею с воздуха. Действительно, там шли очень активные воздушные бои. Многие данные до сих пор засекречены. Но, по обнародованным сведениям, в небе над Кореей впервые были применены реактивные МИГи, которые вполне успешно сбивали самолеты противника и по числу побед превосходили американцев, хотя тоже несли потери. Командовал нашим авиационным соединением прославленный ас Второй мировой войны Иван Кожедуб.

Г.А.: Были ли победители у этой войны, и каковы ее главные итоги?

А.П.: Обе стороны понесли огромные потери. Корея была полностью разрушена. Война прокатилась по всему полуострову, сметая все на своем пути. Гражданская война всегда самая жестокая: она принесла огромные беды и северянам, и южанам. Разделенные семьи, потерянные дети — раны, которые были тогда нанесены, до сих пор кровоточат.

Что касается чисто военной операции, то после того, как в дело вступили китайские «добровольцы», наступила патовая ситуация, когда ни та, ни другая сторона не могли одержать победу, и линия фронта стабилизировалась как раз в районе 38-й параллели. Было заключено перемирие, но не мир. И такое состояние сохраняется по сей день. Недавно северокорейцы, правда, заявили, что отказываются от соглашения о перемирии, но формально они его соблюдают. Однако мира на полуострове как не было, так и нет.

Сама война показала, что если вовремя не остановиться, это может привести к непредсказуемым последствиям для всего мира. Поэтому она стала определенным уроком для всех. Не случайно, уже после смерти Сталина, новое руководство Советского Союза взяло курс на мирное сосуществование двух лагерей (социалистического и капиталистического — Г.А.).

Взгляды из США

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» Брюс Камингс, профессор, декан исторического факультета Университета Чикаго, автор многих книг о Корее (Bruce Cumings, University of Chicago) и Эллен Ким, научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Ellen Kim, Center for Strategic and International Studies) проанализировали результаты войны в Корее.

«Голос Америки»: Каковы главные последствия войны в Корее?

Брюс Камингс: Для американцев война в Корее стала первым случаем в истории страны, когда Соединенные Штаты трансформировались в милитаризированное государство: с огромной постоянной армией, ужесточением правил обеспечения национальной безопасности, гигантскими расходами на оборону… Впервые в истории США, Пентагон начал оказывать крайне серьезное влияние на американскую жизнь — и продолжает это делать по сей день, несмотря на то, что одержал победу только в одном из пяти крупных военных конфликтов, в которых Соединенные Штаты участвовали с 1945 года.

Кроме этого, Корейская война сделала невозможными хорошие отношения между США и Китаем — это продолжалось на протяжении двух десятилетий. Также справедливо утверждение, что практически все кризисы в Восточной или Юго-Восточной Азии приводил к аналогичному результату, поскольку после подписания советско-китайского «Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи» в феврале 1950 года Соединенные Штаты старались изолировать Китай.

Величайшим геополитическим последствием этой войны стало невероятное значительное присутствие американских военных в Северо-Восточной Азии. 60 лет спустя, 30 тыс американских военнослужащих находятся в Южной Корее, а 50 тыс — в Японии. Соединенные Штаты по-прежнему обладают подавляющим военно-воздушным и военно-морским превосходством в тихоокеанском регионе.

Эллен Ким: Главный результат Корейской войны — разделение Корейского полуострова, которое продолжается и сегодня. Это наследие «холодной войны» создало ситуацию, в рамках которой на протяжении шести десятилетий две Кореи вовлечены в интенсивное политическое и экономическое соперничество, а также в военную конфронтацию. В результате, ситуация остается очень напряженной и ставит под угрозу региональную безопасность. Из-за ядерных амбиций Северной Кореи, которые усложняют и делают невозможными дипломатические усилия многих государств, пытающихся найти пути обеспечения мира и стабильности на полуострове, продолжение конфронтации между КНДР и Южной Кореей остается одним из возможных очагов конфликта в современном мире.

Г.А.: Кто выиграл войну и кто выиграл мир?

Б.К.: Американский историк Уильям Стек отметил, что «Советский Союз оказался главным проигравшим в этой войне». Но я думаю, что профессор Стек ошибается. В 1950 году Сталин принял решение поддержать решение Ким Ир Сена о начале войны по причинам, которые никогда не были адекватно объяснены. Сталин, вероятно, рассуждал следующим образом: если Север выиграет войну и захватит Юг, от этого выиграет мировой коммунизм. Будет тоже хорошо, если США вмешаются в этот конфликт, и завязнут в войне, которая идет на мировой периферии, в стране, не имеющей стратегического значения, если они будут нести потери и тратить колоссальные средства, и не смогут победить. А если произойдет худшее — США сметут северокорейский режим-то это тоже неплохо, потому что Ким Ир Сен никогда не любил делать то, чего хотели в Москве.

Когда война завершилась в тупиковой ситуации, единственная держава, не принимавшая непосредственного участия в конфликте, невероятно выиграла, потому что США оказались не в состоянии победить недавнюю колонию, страну «третьего мира».

А затем США совершили аналогичную ошибку, вмешавшись в конфликт во Вьетнаме и также проиграв эту войну. Войны в Корее и Вьетнаме крайне негативно отразились на международном престиже Соединенных Штатов.

Китай воевал с США до самого конца (с большой помощью северокорейских сил), что значительно помогло укреплению его международного авторитета и консолидации власти внутри страны. То есть, Китай следует признать победителем.

Проиграли обе Кореи, поскольку они ужасно пострадали в ходе войны, и спустя 60 лет страна остается разделенной.

Э.К.: Южная Корея в условиях демократии и капитализма быстро произвела политические и экономические преобразования. Сейчас страна процветает, она входит в «Большую Двадцатку» наиболее мощных экономик мира, и принадлежит к числу наиболее успешных демократий. В этом она резко контрастирует с Северной Кореей.

Однако следует почеркнуть, что в Корейской войне не было явного победителя. Обе Кореи крайне дорого заплатили за эту войну, и корейский народ — по обе стороны демаркационной линии — по-прежнему страдает от продолжения конфронтации.

Артем Кречетников
Александр Панов

Категория: Разное | Просмотров: 1176 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]