14:24 Как разворовывали Россию | |
Как разворовывали Россию Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы… плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник».
Несмотря на то, что сам термин «коррупция» не употреблялся в нашей стране до XX в., первые антикоррупционные законы на Руси были предприняты еще в XI веке в Русской Правде Ярослава Мудрого. Далее они были расширены в Псковской Судной Грамоте, которая имела несколько статей о борьбе с посулами. Однако надо заметить, что вымогательство посулов волостелем считалось явлением естественным и очень распространенным. В то время волостель, преступив границы дозволенного вымогательства, подвергался в большей степени народной расправе, которая не ведала законов и ограничений в своем праведном гневе.
Судебники 1497, 1550 и 1589 гг. уже предусматривают наказание в виде временного и бессрочного заключения в тюрьму, взыскивание с судьи как лица, которому подчинялись младшие чины. А также за лихоимство, борьбу с которым вели практически все правители нашей страны, предусматривалась торговая казнь или битье кнутом. От тех времен сохранилась даже молитва, которая рекомендовалась как образец покаяния для дурных чиновников: «…Волости и грады держал от государя и суд неправый по мзде и по посулу. Невинных на казнь и на смерть отправлял – все по мзде и по посулу. Ох мне грешному! Ох мне грешному! Как меня земля не пожрет за мои окаянные грехи!..» И так далее, всё в том же разоблачительно-уничижительном тоне.
В XVI – XVII вв. было широко распространено такое понятие, как «почесть», которая была формой добровольного подношения и была призвана выражать уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» происходит от русского обычая одаривать уважаемого человека, и особенно начальство. Этот обычай существовал на протяжении многих веков и существует поныне. Также в тот исторический период широко практиковалось кормление чиновника. В Соборном Уложении 1649 г. предусматривались наказания, такие как снятие с должности, штраф, лишение чести, торговая казнь, наказание кнутом, отсечение руки.
В Российской империи сохранялась практика подношений от челобитчиков, и Петр I издает указ о запрещении взимания взяток и посулов. Взамен кормления и подношений чиновникам было назначено поместное обеспечение и повышено денежное жалованье. Также введен новый надзорный орган – прокуратура, новая должность – генерал-губернатор – для борьбы с судебной волокитой и пресечением лихоимства. Однако несмотря на то, что Петр I уделял большое внимание борьбе с казнокрадством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц и угрожал им смертной казнью независимо от предыдущих заслуг, зло по-прежнему процветало. Известен исторический анекдот: «Петр I, заседая однажды в Сенате и слушая дела о разбоях и воровствах, в гневе приказал тогдашнему генерал-губернатору Ягужинскому:
– Сейчас же напиши от моего имени указ во все государство такого содержания: что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, тот без дальнейшего следствия повешен будет.
Генерал-прокурор, взявшись было за перо, помедлил с минуту и произнес с улыбкою монарху:
– Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой.
Государь, погруженный в свои мысли, услышав такой ответ, рассмеялся и замолчал».
Образцом коррумпированности в петровское время был генералиссимус, князь А.Д. Меншиков. Размеры его злоупотреблений имели поистине государственный масштаб. В то время как царь предпочитал жить в собственноручно срубленной избушке в Санкт-Петербурге, Меншиков строил себе роскошный дворец. Князь славился организацией пышных приемов, гостями которых нередко бывали и европейские монархи. На одном из таких приемов он приказал подать большой пирог, из середины которого выскочила карлица и начала танцевать менуэт на столе. В другой раз он устроил свадьбу 72 карликов, свезенных для такого события со всей России.
Однако князь нередко привлекался к уголовному преследованию за чрезмерное расхищение казны. Как правило, Петр I ограничивался побоями своего фаворита, но имели место и штрафы. В 1719 году Меншиков был приговорен к штрафу в 100000 золотых червонцев (около 20 млн евро сегодня). После смерти Петра и Екатерины у Меншикова не осталось больше заступников. В 1728 г.
Верховный Тайный совет выставил ему обвинение, содержащее 120 пунктов. По итогам расследования в 1730 г. князя лишили всех титулов и наград, сослали в г. Березов Тобольской губернии и конфисковали у него 90000 душ крестьян, города Ораниенбаум, Ямбург, Раненбаум, Почеп и Батурин, 13 млн рублей (около 900 млн евро), из которых 9 млн хранилось в иностранных банках, на 1 млн недвижимости и бриллиантов, золотой и серебряной посуды более 200 пудов.
Далее в XIX веке при Николае I издается указ о запрещении принимать подношения, и были усилены меры против мздоимства и лихоимства. Была включена глава в новое «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Наказание предусматривало штраф или снятие с должности. Во время Крымской войны государь, возмущенный всюду обнаруживающимся хищением, в разговоре с сыном Александром якобы произнес: «Мне кажется, что во всей России, только ты да я не воруем».
Намекая на коррупцию в среде царских министров, князь Меншиков (потомок Александра Даниловича) однажды сказал Николаю I, увидев министра Канкрина:
– Смотрите, ваше величество, вон фокусник идет.
– Какой фокусник? – спросил государь. – Это министр финансов.
– Фокусник, – продолжал Меншиков. – Он держит в правой руке золото, в левой платину: дунет в правую – ассигнации, плюнет в левую – облигации.
Новое развитие коррупция получила при переходе к новым рыночным отношениям и утверждению в стране капиталистического социально-экономического уклада. В связи с этим Александр III издает Указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях». Из которого, на лиц занимающих государственные должности, накладывались определенные ограничения, касающиеся совмещения государственной службы с коммерческой деятельностью и ряд других мер. В случае неподчинения закон требовал оставить службу и сложить с себя полномочия.
Затем наступила революция, которая не принесла значительных изменений в эту область. Был издан декрет «О взяточничестве», затем позже ряд других документов, которые предусматривали уголовную ответственность за взяточничество в виде лишения свободы, принудительные работы и конфискацию имущества.
При советской власти данная тема также не подвергалась большим реформам. Коррупция продолжала существовать. А проводимая борьба с ней была недостаточно разработана и продумана, отличаясь зачастую однобокостью. Меры борьбы с коррупцией, предусмотренные в Уголовном кодексе, включали в себя лишение должности, конфискацию имущества, штраф, исправительные работы, тюремное заключение, ссылку, смертную казнь.
Исторический опыт приводит нас к противоречивому выводу: с одной стороны, коррупция есть зло, с которым необходимо бороться, с другой – никакие ограничения и угрозы самого строгого наказания, не способны уничтожить явление коррупции до конца. Автор: Александр Гремин | |
Категория: Разное | Просмотров: 1510 | | |
Всего комментариев: 0 | |