08:30 Искусство эпохи палеолита. | |
Древнекаменный век, или палеолит — самый длительный период в истории человечества: в это время формируется биологический тип человека. Владея определенными трудовыми навыками, человек начинает создавать простейшие орудия. В ходе истории этого периода можно проследить ряд ступеней развития: древний, или нижний палеолит; средний палеолит; поздний, или верхний палеолит. Сложение рода и появление первых памятников изобразительной деятельности человека падают на конец среднего палеолита, так называемую эпоху Мустье, и на весь поздний палеолит — эпоху Ориньяк (40—35 тысячелетия до н. э.), Солютре (35—25 тысячелетия до н. э.), Мадлен (25—12 тысячелетия до н. э.) . В эти тысячелетия появилось много разнообразных типов каменных орудий. Из них самым распространенным было ручное рубило. Тогда же начали зарождаться оседлые поселения с жилищами. Человек был еще очень слаб и беспомощен перед силами природы, в результате чего и зародились в сознании людей первые религиозные представления, с которыми были в какой-то мере связаны первые шаги изобразительного искусства. Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека. В начале позднего палеолита родились все виды изобразительной деятельности, росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и круглая скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге . Рисунок исполнялся кремневым резцом, иногда просто пальцем на наносном слое глины на стенах пещер. Роспись наносилась какими-то примитивными кистями или прямо рукой; в некоторых случаях росписям предшествовал гравированный рисунок. Первобытный художник писал охрой — желтой, красной и коричневой, сажей и мергелем. Минеральные краски растирались на животном жиру. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога и кости и была всегда небольших размеров.Рельеф вырезался или на отдельных камнях или на стенах пещер, где использовались естественные выступы поверхности стены. Почти все сюжеты посвящены животным. Обычно это изображения лошади, оленя, быка, бизона, носорога, льва, медведя. В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки. Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца. Эпоха Мадлен. Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25—12 тысячелетия до н.э.). Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися. В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности. | |
Категория: Разное | Просмотров: 3566 | |
Всего комментариев: 0 | |