MENU
Главная » 2011 » Февраль » 5 » Чоросы - ойротские князья
15:04
Чоросы - ойротские князья
 Чоросы - ойротские князья

В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты). О происхождении этого народа и его этническом составе существуют разные точки зрения. Преобладающая часть исследователей относит их к числу монгольских народов. В период существования Джунгарского ханства (XVII-середина XVIII в.) ойроты или дёрбен ойроты состояли из следующих крупных этнических (племенных) групп: дёрбет, джунгар (чорос), хойит, торгоут и хошоут. Однако в первой трети XVII в. основная масса торгоутов и часть дёрбетов перекочевали в низовье Волги, и образовали там Калмыцкое ханство во главе с тайши Хо-Урлюком. А хошоуты, под главенством правителя Туру-Байху (младший брат Байбагас-хана) переселились на Куку-нор и также создали свое Хошоутское ханство.

По монгольским и китайским летописям известно, что князья (нойоны) хошоутов вели свое происхождение от Хабуту-Хасара - младшего брата Чингиз-хана. А торгоутские князья происходили от кереитского ван-хана Тогорила (современник Чингис-хана) и, наконец, князья хойитов являются потомками Кутука-беки (по "Шара-Туджи"). О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос. А во-вторых, первым исторически достоверным лицом был Хутхай-тафу - сановник (тысячник) монгольского Эльбек-хана (правил в 1392-1399 гг.). По поводу основателя рода чорос существуют различные легенды и предания. 

Согласно одной легенде, основатель рода был найден в люльке, подвешенной на дерево; с его ветки, похожей на носик чайника (цорго/чорго), стекала дождевая влага в рот ребенка. А по другой легенде, похожей на первую, найденышу дали имя Чорос потому, что возле него стояла чашка (вероятно, "чара/чоро" - большая деревянная чашка или чара). Нашедшие его люди сказали: "Имеющий отцом урун дерево и матерью ули птицу Одун-Бодын тайши". Его вырастили, воспитали и сделали своим царем. Еще в одной легенде говорится, что матерью подкидыша - сироты была дочь дракона (лу) в облике утки, а отцом - сын божества тенгри. Попытка связать имя рода чорос с созвучным названием деревянной трубки (чорго/цорго) или чашки (чоро/чара), очевидно, является поздней народной этимологией. 

Между тем, в генеалогии джунгарских ханов и тайшей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Биохана или Боханя (см. генеалогическую таблицу в конце статьи). Нас заинтересовал вопрос: был ли у Био-хана (Боханя) реальный исторический прототип? В поисках ответа на вопрос мы обратились к письменным источникам и вот что обнаружили. Например, о родоначальнике государей найманов написано: "Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингис-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан: В древние времена Буку-хан был великим государем, (к памяти) которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева" . В унисон этому в китайской летописи "Ляо-ши" есть краткое упоминание о том, что столица Уйгурского каганата Орду-балык была основана Буку-ханом. Наконец, имя этого кагана имеется в рунической надписи на каменной стеле в честь уйгурского Бёгю-кагана. Теперь с большой долей вероятности можно допустить, что уйгурский Буку (Бёгю)-каган и найманский Буку-хан - это одно и то же лицо. Ибо уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (найманы), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране. Есть также основание предположить, что уйгуро-огузский Бёгю (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом генеалогических преданий ойрато-джунгарских князей из рода чорос. Для объяснения последнего положения обратимся к проблеме этимологии этнонима чорос. 

Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени), путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чудь позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин. 

Таким образом, по мере усиления ойротских князей - потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их клан (род) стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древне-монгольские административно-военные образования. Например, тёлэс>тёлёс и тардуш>тодош, тургак> тургаут/торгоут и минг (тысяча)>мингат и т.д. 

Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами. Например, предание об Алаганчыке из сёока тодош, который в одном сражении совершил неслыханный поступок - убил старшего богатыря своего сёока по имени Пойдо. Историческим прототипом Пойдо является Пойдон (Бойдон) Сакылов. Его отец Сакыл Кулин и дед Кула-тайши относились к боковой линии правящей чоросской династии джунгарских ханов. Реальность указанных лиц подтверждается сибирской историей и калмыцкими летописями. У Бойдона Сакылова, погибшего в 1709 г., остался сын Манзу, также известный в истории Сибири. В другом предании повествуется о том, что в верховьях Иртыша проводилась свадьба сына ойротского хана. Права открыть торжество и держать занавес (кёжёгё) невесты было предоставлено певцу и острослову Кёйё (Кёjё) также из сёока тодош. В этом предании отразились события времен правления хана Цеван-Рабтана. Скажем также, что название подразделения манjи-тодош, по рассказам стариков, произошло от имени человека. Вполне допустимо, что манjитодоши являются потомками подданных Манзу (Манjи) Бойдонова. В других преданиях подчеркивается, что в числе дружин, сражавшихся на стороне последнего джунгарского хана Давачи, были воины из сёоков манjитодош и котонкыпчак. Примечательно и то, что до недавнего времени среди алтайцев встречались созвучные имена: Чоро, Чур, Чорбон, Чуркан. 

Таким образом, автор попытался собрать разрозненные материалы и высказать свои суждения по поводу проблемы происхождения чоросов - одного из ведущих ойротских племен. На данном этапе не все тезисы достаточно аргументированы, но они продиктованы объективными трудностями, связанными с ограниченными источниковыми материалами. Тем не менее, было стремление по иному взглянуть на старую, но все еще актуальную и сложную проблему этнополитического, этнокультурного взаимодействия, взаимовлияния родственных тюркомонгольских сообществ Центральной Азии в период средневековья.

При Батуре-хунтайджи (правил в 1635 — около 1660) внутреннее положение Ойратское ханство окрепло. В 1640 в Джунгарии по инициативе Батура-хунтайджи состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыцких земель. Этот съезд утвердил т. н. Монголо-ойратские законы («Цааджийн-бичиг»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая) и укрепить господство феодалов над трудящимися. С Россией Ойратское ханство вело мирную торговлю, в развитии которой было заинтересовано и русское правительство. Преемники Батура-хунтайджи — Галдан (Галдан-Бошокту-хан) (правил в 1671—1697), Цэван-Рабдан (правил в 1697—1727) и Галдан-Цэрэн (правил в 1727—1745) — поощряли развитие земледелия и промыслов, основанных на крепостном труде, содействовали росту торговли.

Наибольшего обострения взаимоотношения с маньчжурскими феодалами (установили своё господство в Китае в 1644) достигли при Галдан-Бошокту-хане и Галдан-Цэрэне, правление которых отмечено ожесточёнными войнами с ними. После смерти Галдан-Цэрэна (1745) началась длительная феодальная усобица, обессилившая Ойратское ханство Этим воспользовалось маньчжурское правительство Китая, трижды (в 1755, 1756 и 1757) направлявшее в Джунгарию огромные армии, с помощью которых в 1757—58 ликвидировало Ойратское ханство, подавив сопротивление народа, восставшего под руководством Амурсаны против завоевателей. При этом сотни тысяч ойратов были истреблены.

Категория: Разное | Просмотров: 1405 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 6
6 Елена  
Как много народностей населяют нашу бескрайнюю страну. О чоросах мало кто слышал, тем интереснее узнать легенды и гипотезы о происхождении этого народа. Интересно, а в наше время еще есть потомки ойротских князей?

5 Виктория  
Про Чоросов - ойротских князей, если честно, слышу впервые. Как много в нашей истории интересного и неузнанного! Сколько народов и этносов проживало на всей территории России-просто не сосчитать! и все они так или иначе связаны с монголами....Да уж,хорошо они наследили на нашей территории...

4 Марина  
Я сама имею алтайские корни, в книге о нашем художнике Чоросе Гуркине как раз читала о том откуда он ведет свой род, очень интересно, все эти красивые легенды, кто знает, может и я сама принадлежу к древнему роду ойротских князей.

3 emone  
Скажу честно ничего раньше не слышал по теме "Чоросы - ойротские князья".Но статья хоршо осветлила ету тему для меня.У меня вопрос:найбольшей славы Ойратское ханство повидало за правления Батуре-хунтайджи или нет?

2 MaStEr1318  
Чоросы - ойротские князья... Раньше даже и не слышал о них. Прочитал статью и много чего интересного узнал. Классная статья.

1 Ira  
Как ни смотри, а чоросы или ойротские князья тоже имеют монгольские корни. Потомки Чингизхана, наверное, есть в каждом народе в Средней Азии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]