15:04 Чоросы - ойротские князья | |
В истории Алтая и Центральной Азии средних веков и нового времени, особенно после распада Юаньской империи (конец XIV в.) и до середины XVIII в., заметную роль играли ойраты (ойроты). О происхождении этого народа и его этническом составе существуют разные точки зрения. Преобладающая часть исследователей относит их к числу монгольских народов. В период существования Джунгарского ханства (XVII-середина XVIII в.) ойроты или дёрбен ойроты состояли из следующих крупных этнических (племенных) групп: дёрбет, джунгар (чорос), хойит, торгоут и хошоут. Однако в первой трети XVII в. основная масса торгоутов и часть дёрбетов перекочевали в низовье Волги, и образовали там Калмыцкое ханство во главе с тайши Хо-Урлюком. А хошоуты, под главенством правителя Туру-Байху (младший брат Байбагас-хана) переселились на Куку-нор и также создали свое Хошоутское ханство. По монгольским и китайским летописям известно, что князья (нойоны) хошоутов вели свое происхождение от Хабуту-Хасара - младшего брата Чингиз-хана. А торгоутские князья происходили от кереитского ван-хана Тогорила (современник Чингис-хана) и, наконец, князья хойитов являются потомками Кутука-беки (по "Шара-Туджи"). О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос. А во-вторых, первым исторически достоверным лицом был Хутхай-тафу - сановник (тысячник) монгольского Эльбек-хана (правил в 1392-1399 гг.). По поводу основателя рода чорос существуют различные легенды и предания. Между тем, в генеалогии джунгарских ханов и тайшей из рода чорос, зафиксированной в китайских и русских источниках, есть прямое указание на то, что они ведут происхождение от Биохана или Боханя (см. генеалогическую таблицу в конце статьи). Нас заинтересовал вопрос: был ли у Био-хана (Боханя) реальный исторический прототип? В поисках ответа на вопрос мы обратились к письменным источникам и вот что обнаружили. Например, о родоначальнике государей найманов написано: "Царя найманов, бывшего у них до вражды Чингис-хана с найманами, называли Инанч-Билгэ Буку-хан: В древние времена Буку-хан был великим государем, (к памяти) которого уйгуры и много других племен относятся с полным уважением и рассказывают, что он родился от одного дерева" . В унисон этому в китайской летописи "Ляо-ши" есть краткое упоминание о том, что столица Уйгурского каганата Орду-балык была основана Буку-ханом. Наконец, имя этого кагана имеется в рунической надписи на каменной стеле в честь уйгурского Бёгю-кагана. Теперь с большой долей вероятности можно допустить, что уйгурский Буку (Бёгю)-каган и найманский Буку-хан - это одно и то же лицо. Ибо уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (найманы), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране. Есть также основание предположить, что уйгуро-огузский Бёгю (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом генеалогических преданий ойрато-джунгарских князей из рода чорос. Для объяснения последнего положения обратимся к проблеме этимологии этнонима чорос. Таким образом, по мере усиления ойротских князей - потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их клан (род) стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом. Подобную же эволюцию претерпели другие древнетюркские и древне-монгольские административно-военные образования. Например, тёлэс>тёлёс и тардуш>тодош, тургак> тургаут/торгоут и минг (тысяча)>мингат и т.д. Таким образом, автор попытался собрать разрозненные материалы и высказать свои суждения по поводу проблемы происхождения чоросов - одного из ведущих ойротских племен. На данном этапе не все тезисы достаточно аргументированы, но они продиктованы объективными трудностями, связанными с ограниченными источниковыми материалами. Тем не менее, было стремление по иному взглянуть на старую, но все еще актуальную и сложную проблему этнополитического, этнокультурного взаимодействия, взаимовлияния родственных тюркомонгольских сообществ Центральной Азии в период средневековья. При Батуре-хунтайджи (правил в 1635 — около 1660) внутреннее положение Ойратское ханство окрепло. В 1640 в Джунгарии по инициативе Батура-хунтайджи состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыцких земель. Этот съезд утвердил т. н. Монголо-ойратские законы («Цааджийн-бичиг»), имевшие целью объединить силы для отражения внешней угрозы (главным образом со стороны маньчжурских завоевателей, развивавших экспансию против Монголии и Китая) и укрепить господство феодалов над трудящимися. С Россией Ойратское ханство вело мирную торговлю, в развитии которой было заинтересовано и русское правительство. Преемники Батура-хунтайджи — Галдан (Галдан-Бошокту-хан) (правил в 1671—1697), Цэван-Рабдан (правил в 1697—1727) и Галдан-Цэрэн (правил в 1727—1745) — поощряли развитие земледелия и промыслов, основанных на крепостном труде, содействовали росту торговли. Наибольшего обострения взаимоотношения с маньчжурскими феодалами (установили своё господство в Китае в 1644) достигли при Галдан-Бошокту-хане и Галдан-Цэрэне, правление которых отмечено ожесточёнными войнами с ними. После смерти Галдан-Цэрэна (1745) началась длительная феодальная усобица, обессилившая Ойратское ханство Этим воспользовалось маньчжурское правительство Китая, трижды (в 1755, 1756 и 1757) направлявшее в Джунгарию огромные армии, с помощью которых в 1757—58 ликвидировало Ойратское ханство, подавив сопротивление народа, восставшего под руководством Амурсаны против завоевателей. При этом сотни тысяч ойратов были истреблены. | |
Категория: Разное | Просмотров: 1405 | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||