07:45 Антисемитизм и европейский национализм в эпоху развитого капитализма | |
Некоторые идеологические направления и общественные течения, господствовавшие в Европе, усилили антагонизм между евреями и народами, среди которых они жили (хотя сами по себе они не имели прямого отношения к евреям и еврейству). Европейский национализм, возникший в начале XIX века, исходил из положения, что нация является живым организмом, развивающимся в историческом процессе. По этой концепции, приобщение к такого рода организму невозможно, и, следовательно, евреи – пришлый, чуждый элемент в каждой нации. Бурный рост капитализма (в XIX веке) усилил социальные противоречия в Европе. Почти во всех европейских странах сформировались социалистические и революционные партии, боровшиеся за справедливый социальный строй и призывавшие к "экспроприации экспроприаторов”. Социалисты, за немногим исключением, считали всех евреев капиталистами. Социалистическая пропаганда в Европе отождествляла эти два понятия. В периоды кризисов и брожений антикапиталистические лозунги носили ярко выраженный антиеврейский оттенок, который неоднократно заимствовали ярые противники социалистов – правые радикалы – националисты. Одну из политических теорий этого периода, использованных антисемитами, представляет так называемый социальный дарвинизм, уподоблявший общественные отношения борьбе в животном мире, где сильные побеждают в процессе естественного отбора. В конечном итоге, социальный дарвинизм выродился в расизм. По взглядам большинства создателей этой теории раса блондинов обладает исключительно положительными качествами характера и всеми моральными достоинствами, а также творческим духом. Она стоит на высшей ступени развития человечества. За ней следуют другие расы, одной из самых низших являлись семиты. Искусственное разделение рас по расово-биологическим признакам не было результатом научных исследований, проведённых путём собирания антропологических данных, а наукообразным оправданием закоренелой ненависти к евреям. Отнесение того или иного человека к евреям или семитам в рамках расовых теорий не основывалось, однако, на выработанных их сторонниками критериях. Так, голубоглазые евреи-блондины неизменно причислялись к "семитам”, а черноволосые немцы всегда оставались чистокровными "арийцами”. С конца 70-х годов XIX века в Германии и Венгрии появляются антисемитские партии, ставящие целью отмену эмансипации и требующие юридической и общественной изоляции евреев. Государственный антисемитизм, то есть основанный на особом законодательстве осуществлялся только в Росси и в Румынии, однако неофициальная общественная дискриминация имела место в большинстве европейских стран. Придворный проповедник Вильгельма I Адольф Штеккер превратил в 1879 свою христианско-социальную партию в явно антисемитскую. Распространению антисемитской идеологии в Германии способствовали сочинения композитора Рихарда Вагнера ( в 1869 году вышла в свет его брошюра "Евреи в музыке”). Политические аспекты антисемитизма подчёркивал немецкий журналист Вильгельм Марр, который, очевидно, первым ввёл в употребление термин антисемитизм и назвал группу своих приверженцев "антисемитской лигой”. Экономический антисемитизм пропагандировал другой немецкий журналист Отто Глагау. Все эти группировки получили название "берлинское течение”. В 1881 этому движению удалось собрать 250 тысяч подписей под представленной в германский рейхстаг петицией, которая требовала ограничить в правах немецких евреев и запретить иммиграцию евреев в Германию. Некоторый интеллектуальный лоск придавали антисемитскому движению публикации известного прусского историка Генриха Тречке, заявившего, в частности, что "нынешняя агитация правильно уловила настроение общества, считающего евреев нашим национальным несчастием”. Широкую популярность приобрела книга онемеченного англичанина Х.С. Чемберлена "Основы XIX столетия” (1898), который изобразил всю историю человечества как конфликт между низшей семитской и высшей арийской расами, причём в качестве самых чистокровных представителей последней выступают немцы, а первой – евреи. В Австро-Венгрии антисемитская агитация началась ещё в 70-х годах в Венгрии и усилилась после Тисаэсларского кровавого навета. Тогда же в венгерском парламенте образовалась антисемитская группа, а в 90-е годы антисемитскую политику проводила Католическая Народная партия. Во Франции первые ростки антисемитской идеологии появились в начале 80-х годов С выходом книги Эдуарда Дрюмона "Еврейская Франция”(1886) антисемитизм расистского толка получил широкое распространение. Организовалась "Антисемитская лига”, возникали уличные демонстрации. Дело Дрейфуса превратило антисемитизм в одну из центральных политических и идеологических проблем Франции. Поражение "антидрейфусаров” и отделение церкви от государства (при республиканском правительстве в начале XX века) привели к тому, что антисемитизм стал впоследствии достоянием почти клерикальных и правых кругов, как, например, "Аксион франсез”. Лишь в Алжире антисемитизм продолжал носить массовый характер. Евреи в Киевской Руси.(986 г. – сер.XIII века)Около того времени евреи появляются и Киевской Руси. Нестор рассказывает, что "в 986 году прибыли в Киев "хазарские евреи”. Киевский князь Владимир Святой, тогда ещё язычник, готовился принять от греков православную веру. Хазарские евреи, как гласит предание, уговаривали его принять иудейство. Но Владимир спросил их: "Где же земля ваша?” Евреи ответили: "В Иерусалиме”. "А вы там живёте?” – спросил князь. "Нет -- отвечали евреи – Бог разгневался на предков наших и рассеял их по разным странам”. Тогда Владимир сказал: "Как же вы других учите, если сами вы отвергнуты Богом?” 8 Вслед за этим князь принял крещение и крестил свой народ. Появившиеся затем в Киеве русские монахи и священники, воспитанные греками, часто спорили с евреями о вере. Монах Феодосий Печёрский "ходяти к киевски жидовинам и препирахуся с оны о Бозе”, притом называл их отступниками и беззаконниками.(1070 г.) На Руси устанавливалось такое же отношение к еврейству, как и в Византии. Спустя сто лет после Владимира Святого, евреи ещё жили и торговали в киевском княжестве. Великий князь Святополк II покровительствовал еврейским купцам и доверял некоторым собирание товарных пошлин и прочих княжеских доходов. В городе Киеве существовала тогда значительная еврейская община. Эту общину постигло серьёзное испытание во время междуцарствия, последовавшего после смерти Святополка (1113 г.) Киевляне пригласили на княжеский престол Владимира Мономаха, но так как он медлил с прибытием в Киев, то в городе начались серьёзные беспорядки. Толпа взбунтовалась, разграбила двор тысяцкого Путяты, а затем двинулась против евреев и разграбила их имущество. Жители Киева отправили вторичное посольство к Мономаху с заявлением, что если он и дальше будет медлить, то погром примет ещё большие размеры. После этого Мономах прибыл и водворил в столице спокойствие. Но евреи и после этого оставались жить в Киеве. В 1124 году они сильно пострадали от пожара, истребившего значительную часть города. Киев привлекал к себе еврейских купцов, как крупнейший город, через который шла торговля Западной Европы с Азией. В Киевскую Русь шли еврейские переселенцы из Византии и ближних азиатских земель, а в соседнюю Польшу шли эмигранты из Западной Европы (особенно из Германии). К началу XIII века упоминания о евреях практически исчезают. Это связано, в первую очередь, с проникновением, а затем и полным завоеванием монголами Руси. И без того малочисленная группа иудеев полностью вытесняется из страны завоевателями, хотя надо сказать, последние всегда лояльно относились к евреям, которые постоянно жили под покровительством крымских ханов в Северном Причерноморье и в Крыму, успешно конкурируя в торговле с генуэзцами и греками. Основная масса немногочисленных евреев из Руси переселилось как раз в Крым, а также в Польшу. От нас сегодня зависит будущее нашей страны, это – не новость. Но если мы хотим построить действительно правовое общество, мы просто обязаны предотвратить новые проявления антисемитизма и национальной нетерпимости. Лишь тогда Россия сможет встать на рельсы цивилизованного развития. А иного, я думаю, не дано. | |
Категория: Разное | Просмотров: 1494 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||