MENU
Главная » 2012 » Август » 10 » Алавиты в истории
20:57
Алавиты в истории
Алавиты в истории

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны османским правительством два владетельных алавитских семейства — шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

В XVI-XVIII веках Гора Кельбие (Касьюн), древний Кассион, была населена одним из ответвлений алавитов «бедным и мирным племенем ансариев, о которых и поныне правительство не имеет другой заботы, как разве собирать с них ежегодно подати». 

Базили так характеризует конфессиональную ситуацию среди мусульман Леванта: «Округа, прилежащие к северным отрогам Ливана, управлялись наследственно суннитскими эмирами Сиффа; округа Джубейль и Баальбек — алавитами шейхами Хамади и эмирами Харфуш. И племена эти, и владетельные семейства по собственному движению признавали над собой власть видного друзского феодала Фахраддина и домогались его покровительства. Племена алавитов занимали окрестности Сайды и городок Сур».

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны. К XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, главным образом, в результате боевых действий.

В XVIII веке «могущественный алавитский шейх Насиф Нассар мог выставить в поле несколько тысяч отличной кавалерии, владел богатыми землями и множеством замков» (Базили). Помимо прочего он выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768—1774, когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения 26 июня 1770 турецкого флота в битве в Чесменской бухте  русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.

Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акко. Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египетском походе об участии алавитов в осаде Акко так: «Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) — мужчин, женщин, стариков, детей — в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причём половина имела коней, а вторая половина — не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трём вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды. Генерал Виаль перешёл через гору Сарон и вступил в Сур — древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооружённых всадников для похода на Дамаск» .

После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамлюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределённости своего собственного статуса и исторических связей с Британией. 

Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией значительной части феодальной верхушки и резким сокращением контролируемых алавитскими шейхами территорий.(Особенно в Палестине. Власть алавитских шейхов сохранилась только в районе Латакии — Касьюна).

Еще в 20-30-е годы французские колонизаторы выделяли алавитскую знать как надежных службистов, бесстрашных вояк, не мыслящих свою жизнь вне армейских рядов. После обретения независимости военный костяк страны, офицерский корпус составляли все те же алавиты. Они же совершали один переворот за другим. В начале семидесятых президентом страны стал никому не известный армейский капитан Хафез Асад.

Он вырос в алавитской конфессии, где осознал, что такое национальное меньшинство, и проникся к нему глубоким почтением. Асад провел интенсивную мобилизацию представителей диаспор, этнических меньшинств в ряды правящей партии Баас и в армию, чтобы создать доминирующую политическую и военную силу, на которую можно было бы опереться.

Позже он отказался от услуг прочих фракций и конфессий и опирался исключительно на алавитов и свою родню, с помощью которых прибрал к рукам всю власть в стране и все командные высоты. Башар Асад ступает по тропе, проторенной его отцом, но обстоятельства заставляют его отказаться от контроля над всей страной и сосредоточиться лишь на горных районах, где исстари обитают алавиты.

Хафез Асад создал такую военную структуру в вооруженных силах, которая концентрировала всю полноту власти и принятие решений в руках алавитов. Он рассчитывал на их абсолютную лояльность и преданность, на свою политическую мудрость и опыт, чутье и болезненную осторожность. Сын пытается превзойти своего отца по всем этим параметрам. Небезуспешно.

Что подтверждают многочисленные случаи дезертирства из рядов регулярной армии. Среди «отказников» старшие офицеры, известные военачальники. Как-то за одну лишь неделю сбежали 15 генералов. Не говоря уже о солдатах, капралах и сержантах. Все вступают в ряды Свободной сирийской армии.

Бегут, но не поднимают мятеж, освобождая расположенные по соседству регионы. Потому что прочная, литая, монолитная алавитская военная конструкция так и не дала трещину, на что многие очень рассчитывали. Любая попытка военного переворота пресекается в самом зародыше…

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозным прозелитизмом не занимаются и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно. 

Дополнительную сложность представляет то, что алавиты применяют практику такия, позволяющую им соблюдать обряды других религий, сохраняя веру в душе.
Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. 

Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет. Полагают, что она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб, Бог. Нет Бога кроме него».
Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов — представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммад как воплощение Имени и Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син» — Амас. Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али — воплощение Божественного Смысла, то есть Бога; все сущее — от него. Мухаммад — Имя, отражение Бога; Мухаммад создал аль-Фарси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммада и супруга Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммад. Всё это — воплощения Али. Сам Мухаммад, согласно алавитам, заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммада, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфессиональные организации, скорее всего, не подчиняющиеся друг другу, поклоняющиеся Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника — шейха Мухаммада Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям необразованных алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину.
Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). 

По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. Многие европейские востоковеды считают, что по мнению алавитов, у женщин души нет. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам и не допускают на свои богослужения.

Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включают алавитов в свое число), а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене пророка Аише (сражавшейся против Али).

Богослужения алавитов заслуживают отдельного упоминания. Кроме мусульманских праздников, они отмечают христианское Рождество, Крещение Господне и Пасху. Христианские миссионеры Сирии свидетельствовали, что алавиты почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и святых, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Алавиты нынешней Сирии тесно контактировали с местными христианами, совершали паломничества в храмы и монастыри, прикладывались к мощам христианских святых этой древней страны.

В Турции алавитское меньшинство составляет, как предполагается, около 20% населения. В 20-е и 30-е годы алавиты активно поддерживали реформы Кемаля Ататюрка. Турецкие алавиты и сегодня являются сторонниками идеи модернизации общества. 

Алавиты, также известные как «кызылбаши» (очевидно, по аналогии с персидскими шиитами-кызылбашами), «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя) — исламская религиозная секта, стоящая, собственно, на границе между крайним шиизмом и особой религией. 

Они откололись от исмаилизма и ушла так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).
Категория: Цивилизации | Просмотров: 1775 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]