MENU
Главная » 2012 » Январь » 24 » Военно-политическая обстановка. 2012 год
16:45
Военно-политическая обстановка. 2012 год
Военно-политическая обстановка. 2012 год

Будущее невозможно предвидеть: события происходят каждый день и каждое в той или иной мере влияет на облик того, что в конце концов будет. Можно, однако, обозначить тенденции и прорисовать различные возможные сценарии развития ситуации, а также ранжировать эти сценарии по степени вероятности. Предлагаемые вниманию читателя короткие заметки на большее и не претендуют.

2012 год, по-видимому, будет еще одним годом всеобщего мира на Земле. Отношения между ведущими державами в военно-политической области – Америкой, Китаем, Россией, Индией останутся в целом спокойными. Президентские выборы в РФ и США, а также смена высшего руководства в КНР пройдут на фоне безусловного приоритета внутренней – экономической, социальной, политической – повестки дня. Та же ситуация характерна и для Индии. Европа, до сих пор не ставшая самостоятельным стратегическим игроком, едва ли не полностью сосредоточена на проблемах долгового кризиса и судьбе общей валюты.

Отношения между великими державами

Сказанное не означает, что отношения на «высшем уровне» мировой стратегической иерархии останутся без изменений. Уже в 2011 году появились признаки роста напряженности между Вашингтоном и Пекином. Соединенные Штаты серией заявлений и конкретных шагов – от провозглашения новой тихоокеанской стратегии в статье госсекретаря Клинтон и повышенной активности американской дипломатии в Азии до решения о размещении контингента своих морских пехотинцев в Австралии – дали понять Китаю, что они озабочены ростом военной, особенно военно-морской мощи КНР и не приемлют перехода внешней политики Пекина в более «мускулистую» фазу.

В то же время вывод о начале перехода американо-китайских отношений в конфронтационную фазу был бы неверен или во всяком случае преждевременен. В отличие от риторики вашингтонской администрации в реальной политике США «поворот к Азии» был гораздо менее драматичным: американцы не возвращаются в АТР, поскольку никогда оттуда не уходили. Усиление группировки ВС США в регионе будет скорее относительным, чем абсолютным: в условиях бюджетных ограничений Америка сокращает военное присутствие на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Афганистан) и в Европе, сохраняя прежний уровень сил и средств на Тихом океане и в Восточной Азии.

Со своей стороны пятое поколение руководителей Китая, которое будет призвано на высшие посты осенью 2012 года на очередном съезде КПК, не намерено резко менять внешнеполитический курс страны и тем более идти на столкновение с США. Долгий спор по поводу разграничения исключительных экономических зон в Южно-Китайском море, в котором КНР противостоит ряду стран АСЕАН, прежде всего Филиппинам и Вьетнаму, вряд ли будет решен и в 2012-м, но и вряд ли приведет к серьезному вооруженному конфликту. Очень важным событием, которое будет способствовать сохранению спокойствия в регионе и между КНР и США, стало недавнее (в январе уже начавшегося года) переизбрание Ма Инцзю президентом Тайваня. Г-н Ма известен как активный сторонник развития тесных связей с материковым Китаем.

В отношениях КНР с Индией и Японией сохранится нынешняя тенденция: укрепление экономических связей при нарастании противоречий в политической области. Нарастание противоречий станет главным образом результатом дальнейшего подъема совокупной мощи Китая и усиления опасений со стороны его соседей в отношении того, куда будет направлена эта мощь. Но и в рамках этих двух пар отношений вооруженные столкновения в 2012 году, даже небольшие пограничные инциденты маловероятны.

На этом фоне российско-китайские отношения будут по-прежнему выглядеть превосходно. Внутренние проблемы этих отношений – это тема для совсем другой статьи. На международной арене, например в Совете безопасности ООН, РФ и КНР продолжат выступать с общих позиций. В перспективе – уже за пределами 2012 года – Москва должна быть готова к тому, что Пекин будет стремиться получить российскую поддержку в усиливающейся конкуренции с США. Помимо этого, роль Китая в мировой политике станет повышаться. Китайские руководители будут настаивать на том, чтобы все значимые вопросы в мире решались с непременным участием КНР и чтобы ни один вопрос не мог быть решен вопреки китайским интересам.

Выборный год отразится на отношениях между РФ и США. В Москве уже набрали силу страхи по поводу американского вмешательства во внутриполитические процессы России. В США республиканцы станут атаковать демократическую администрацию за любые «послабления» российским правителям. Вопрос о степени легитимности Владимира Путина, если он будет избран, как практически все уверены, президентом РФ, станет ключевым. Президенту Обаме, госсекретарю Клинтон и послу США в Москве Макфолу придется активно маневрировать на обоих направлениях – американо-российском и внутриамериканском. Это будет, конечно, провоцировать ответную реакцию Кремля и МИДа.

По сравнению с российскими выборами-2012 американские представляются скорее рядовыми. Тем не менее если в РФ речь не идет о передаче власти, которую Владимир Путин никогда, собственно, не выпускал из рук, то в США смена президента в принципе возможна. На момент написания этой статьи переизбрание на второй срок Барака Обамы выглядит более вероятным, но впереди еще девять месяцев борьбы и много неожиданностей. Однако даже в случае прихода в Белый дом республиканцев во главе с их нынешним фаворитом Миттом Ромни резкого поворота в российско-американских отношениях ждать не стоит.

2012-й скорее всего окажется – в лучшем случае – годом консолидации достижений «перезагрузки», чем ее дальнейшим развитием. В середине года РФ официально станет членом Всемирной торговой организации, но усилия администрации Обамы по снятию поправки Джексона – Вэника вряд ли принесут успех без очень серьезного лоббирования со стороны американских деловых кругов. В условиях кризиса, однако, бизнес США не особенно заинтересован в инвестициях в России и не будет лоббировать достаточно активно. В перспективе эту поправку, ограничивающую российско-американские экономические отношения, вероятно, не снимут «вчистую», а заменят какой-то новой – типа списка Магнитского.

Соглашения между РФ и США/НАТО о сотрудничестве в области противоракетной обороны в 2012 году достичь вряд ли удастся. Американцы и их союзники официально определятся с архитектурой ПРО НАТО на саммите альянса в Чикаго в конце мая. Саммит РФ – НАТО в эти же дни возможен, так как президент России, вероятно, будет принимать участие в чикагской встрече «Восьмерки», но этот саммит окажется скорее проходным, чем прорывным. С другой стороны, практические действия США и их союзников по выстраиванию системы ПРО в Европе в течение нескольких ближайших лет еще не будут непосредственно затрагивать интересы безопасности России и время договориться по ПРО у сторон есть.

Ближний и Средний Восток

Наиболее опасным с военно-политической точки зрения регионом мира и в 2012 году будет оставаться Ближний и Средний Восток (БСВ). Речь идет прежде всего об Иране, Сирии, Афганистане и Пакистане.

Холодная война между Ираном с одной стороны и США, а также Израилем и Саудовской Аравией – с другой в 2011-м переросла в войну диверсионную. Есть вероятность, что в 2012-м могут последовать прямые вооруженные столкновения. Иранская ядерная программа развивается, несмотря на диверсии и засылку компьютерных вирусов, и параллельно с этим руководство Израиля приближается к порогу терпения. Оказавшись рядом с этим порогом, например, после выборов в США, Израиль может нанести удар по иранским ядерным объектам. Политическими средствами США не смогут помешать этому удару, а военными будут вынуждены поддержать своего протеже.

Результатом в этом случае станет новая война на БСВ, в которую так или иначе окажутся втянутыми многие государства региона, включая Саудовскую Аравию и арабские страны Залива. Поле противостояния расширится до палестинской Газы и ливанской долины Бекаа, а также охватит Персидский залив, Ирак и некоторые районы Афганистана. Выдержав израильско-американский удар и не опасаясь наземного вторжения и оккупации, Иран возьмет курс на создание ядерного оружия, а не только на приобретение способности к его созданию. Война с Ираном расколет международное сообщество, углубив разрыв между США с одной стороны и Китаем, Россией и, возможно, Индией – с другой.

Одна из причин желания США, их европейских союзников, а также Турции способствовать уходу президента Сирии Башара Асада состоит в их стремлении лишить Иран единственного крупного союзника в регионе, расположенного к тому же в непосредственной близости от Израиля. В течение 2012 года Асад, по-видимому, вынужден будет уйти – так или иначе. Компромисс между властями и оппозицией уже вряд ли достижим, военный переворот стал менее вероятным с увеличением числа жертв. Все более возможной становится полномасштабная гражданская война в Сирии с перспективой международного (арабского, турецкого, западного) военного вмешательства. Конфликт вполне может перекинуться на соседние страны – Ливан, Ирак, Иорданию, а также затронуть Израиль.

Ситуация в Афганистане в 2012 году будет развиваться скорее всего в направлении сокращения, а затем ухода иностранных войск, дальнейшего ослабления правительства Карзая и усиления влияния талибов. Переговоры между последними и США напоминают «политику национального примирения», проводившуюся просоветским режимом Наджибуллы. С американцами талибы будут реально договариваться в основном об условиях их ухода из страны, судьба Карзая решится не за столом переговоров, а в ходе боевых действий. Без поддержки извне Карзай способен продержаться меньше, чем в свое время Наджибулла.

Наиболее опасной страной региона с точки зрения проблем внутреннего развития останется Пакистан. Очевидная слабость гражданского правительства создает вакуум власти. В центре этот вакуум будут вынуждены заполнять военные, но на местах может вырасти влияние различного рода радикальных элементов. К счастью, Пакистан как государство более устойчив, чем многие в мире полагают, но слабость власти, религиозный радикализм, ядерное оружие и периодически обостряющийся конфликт с соседней Индией делают эту страну опасной и для себя самой, и для соседей.

Арабские страны – и те, где произошла в 2011 году смена власти, и остальные будут поглощены в основном внутренними проблемами. Ряд арабских монархий – Бахрейн, Иордания, Марокко находятся в неустойчивом состоянии. Ираку в 2012-м угрожает гражданская война и во всяком случае фактический распад на три части. Призрак гражданской войны поселился и в Йемене. Египет, потенциальный лидер арабского мира, будет занят формированием парламента, подготовкой к выборам президента и составлением новой конституции. Мир между Египтом и Израилем вряд ли нарушится в 2012 году, но отношения с Израилем и, возможно, с США станут более напряженными. Напротив, Саудовская Аравия будет играть все более активную роль в регионе, укрепляя режимы стран Залива, противодействуя Ирану на разных площадках и выстраивая взаимодействие с другой все более влиятельной региональной силой – Турцией.

Остальной мир

Смена власти в Северной Корее в декабре 2011 года прошла на удивление многих спокойно, не вызвав не только войны на Корейском полуострове или коллапса пхеньянского режима, но и серьезного скачка напряженности. Это во многом заслуга покойного Ким Чен Ира, хорошо подготовившего престолонаследие. Новый вождь Ким Чен Ын пока нуждается в поддержке регентов – родной тети и ее мужа – для упрочения своей власти. В дальнейшем от него можно ожидать не только самостоятельной политики, но и нового курса, направленного на укрепление Северной Кореи на основе «социалистического рынка» – пути, по которому давно и успешно идут Китай и Вьетнам. КНДР не откажется от своих ядерных наработок и ракетного арсенала и будет стремиться наращивать и то, и другое, но войны в Корее в обозримом будущем ожидать не приходится.

В 2012 году будут происходить многочисленные конфликты, преимущественно внутри отдельных государств. Особенно серьезные последствия такие конфликты могут иметь для крупнейшей по населению страны Африки – Нигерии, самой большой африканской страны по размерам территории – Конго, а также для самого молодого государства этой части света – Южного Судана.

Соседи России

В 2012-м, как и в предыдущие три года, вероятность нового вооруженного конфликта между Россией и Грузией останется низкой. Напротив, напряженность вокруг Нагорного Карабаха, выросшая в 2011 году, может усилиться. Возобновление войны после почти 18 лет перемирия представляется не очень вероятным, но полностью исключать возможность такой войны не следует. Слабыми по-прежнему остаются шансы на достижение армяно-азербайджанского соглашения по Карабаху. Поскольку Кавказ с точки зрения безопасности представляет собой во многом единый комплекс проблем, к сказанному приходится с сожалением добавить, что российский Северный Кавказ и в 2012-м останется очагом нестабильности и районом действий вооруженных групп, орудующих методами террора и диверсий.

Ситуация в Казахстане и странах Средней Азии характеризуется ростом социальной напряженности, остающейся в основном пока под спудом. Тем не менее декабрьские волнения в западном Казахстане позволяют представить себе масштабы недовольства. В ряде случаев – как, например, в 2010 году в Киргизии – это недовольство обращается на соседей, принадлежащих соседнему этносу. В 2010–2011 годах Киргизии – на удивление многих, в том числе в Москве – удалось сравнительно беспроблемно сменить президентскую форму правления на парламентскую, обеспечивающую более равномерное представительство различных клановых групп во власти. Другие страны региона, и прежде всего две ведущие – Казахстан и Узбекистан, приближаются к моменту передачи власти от «отцов-основателей» этих государств новым лидерам. Скорее всего состояние здоровья позволит и Нурсултану Назарбаеву, и Исламу Каримову остаться у власти в течение всего 2012 года, но час испытаний и для той, и для другой страны приближается.

Для самой России, где накануне 2012-го неожиданно для большинства наблюдателей возродилась политическая борьба, час испытаний уже наступил. Очень многое зависит от того, сумеют ли политические лидеры и стоящие за ними активные участники вновь пошедшего «процесса» совместными усилиями реформировать политическую систему РФ так, чтобы она отвечала современным реалиям. В противном случае внутрироссийский календарь 2012 года можно будет сравнивать с календарем 1912-го, а дальше – 13-го и нескольких последовавших за ним годов. Пока что, как и ровно сто лет назад, время еще есть, хотя и немного.

Дмитрий Тренин

Просмотров: 2227 | Добавил: densv78 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]