MENU
Главная » Статьи » Личности

Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор

В середине ХIХ в. завершился процесс колонизации Индии Англией. В 1858 г. английский парламент принял закон о ликвидации Ост-Индской компании, Индия стала составной частью Британской империи. Это событие имело не только экономические и политические последствия, но и положило начало буржуазной трансформации традиционной идеологии. Так постепенно начали складываться реформаторские учения в индуизме. Начало реформации индуизма связывают с именами Р.М.Рая и Рамакришны. Они первыми попытались приспособить религию к реалиям того времени, разрушив старые нормы, обычаи, стереотипы. Следующий этап модернизации индуизма связан с именем С.Вивекананды, окончательное завершение процесса становления идеологии буржуазного национализма в Индии связывают с именами Р.Тагора и М.К.Ганди.

Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 г. в столице Бенгалии в состоятельной брахманской семье просветителей. Бенгалия находилась в центре глубоких социально-экономических изменений. Именно здесь впервые возникают религиозное реформаторство и просветительство (Рой, Рамакришна, Вивекананда), появляются первые признаки возрождения индийской национальной культуры. Семья Р.Тагора была непосредственной носительницей идей национального возрождения и атмосфера в ней оказала сильное влияние на формирование его взглядов.

Рабиндранат Тагор получил хорошее образование, уделяя особое внимание родному языку и литературе. Однако литературные пристрастия Тагора не находят понимания в семье, и отец отправляет его в Англию, чтобы Рабиндранат продолжил обучение в Лондонском университете. Р.Тагор пробыл в Англии 2 года, но, так и не получив адвокатского диплома, возвратился в Индию с твердым намерением посвятить себя литературе. К этому времени он был уже автором крупного романа «Берег Вибхи». С 80-х гг. Х1Х в. начинается общественная деятельность Р.Тагора: он принимает активное участие в движении «свадеши» (букв. «своя земля»), главной целью которого было развитие национального индийского производства, что выражалось в бойкоте английских товаров; выступает в поддержку движения «сварадж» («свое правление»).
Объективная реальность, участие в общественно-политической деятельности способствовали формированию у Тагора нового мировоззрения.

Как известно, в основе религиозной идеологии индийского общества лежат такие положения, как учение о тримурти (трех основных божествах индуизма – Брахма, Шива, Вишну), закон кармы, сансары, стремление к освобождению от материальной оболочки. Большое значение придается воспитанию покорности в человеке (через систему запретов, правил, предписаний). Главным нравственным принципом провозглашается ненасилие, огромное внимание уделяется познанию себя (интровертность).

Учение Р.Тагора, как и других идеологов «новой эпохи», носит религиозно-реформаторский характер, в нем особенно отчетливо и ярко проявились черты, характерные для западной индивидуалистической идеологии: личность имеет право на свободу, самостоятельность, равенство. Выдвижение этих идей разрушало традиционный стереотип о предопределении человеческой судьбы, человек провозглашался творцом собственной жизни. При этом в концепции Р.Тагора как человека искусства огромную роль играли творчество, любовь, красота как основные средства самосовершенствования личности.

Деятельность Р.Тагора в просвещении Индии трудно переоценить. В колониальной Индии, где доминировала западная модель просвещения, а государственным языком был признан английский, он выдвинул идею всеобщего и полного обучения на базе традиционной системы образования на родном языке, пропагандировал идею женского образования и разработал проект переустройства деревни и крестьянского образования. (В д. Шураль он организовал институт реконструкции сельского хозяйства, где группа энтузиастов, сторонников Тагора, занималась ликвидацией неграмотности среди крестьян, помогала получить им агротехнические знания, овладеть тем или иным ремеслом.)

В 1901 г. он создает в своем родовом поместье в Шантиникетоне школу для деревенских детей, на развитие которой в 1913 г. передал свою Нобелевскую премию, полученную за достижения в области литературы.

В 1919 г. на базе школы Р.Тагор создал университет Вишнабхарати, который, по его мнению, должен был стать мировым культурным центром. И действительно, в университете обучались студенты из всех стран мира. Чтобы создать для университета материальную базу, Р.Тагор передал ему свою собственность, а в 1923 г. – право переиздания своих произведений.
Параллельно он организует издание журналов «Шантиникетон патрика» и «Вишвабхарати куотерли», на страницах которых поднимаются философские, политические, религиозные проблемы, обсуждаются вопросы культуры и искусства.

В 1912 г. Тагор отправляется в длительную поездку в Англию и США. С этого времени начинается период признания Тагора как в самой Индии, так и за рубежом. В 1915 г. британское правительство жалует ему титул баронета и ряд привилегий, Оксфордский университет присваивает ему почетную степень – доктора. Но когда в 1919 г. британские колониальные власти расстреляли в Амритсаре беззащитных демонстрантов, Р.Тагор пишет вице-королю Индии возмущенное письмо и отказывается от титула и всех привилегий.Накануне войны Р.Тагор посетил СССР и был покорен советской страной, ее людьми.Гуманист по природе и образу мыслей Р.Тагор был яростным антифашистом, последовательным борцом с любым проявлением насилия и зла.

В 1941 г. в возрасте 80 лет Р.Тагор скончался в своем поместье. Он оставил миру более 2000 песен, более 2000 картин, огромное количество стихотворений, повестей, несколько романов и, конечно, новое мировоззрение – идеологию национальной буржуазии.

Категория: Личности | Добавил: densv78 (24.12.2010)
Просмотров: 1557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]