MENU
Главная » Статьи » Викинги

Корабли викингов
 Корабли викингов

Корабли викингов в свое время были лучшими – именно они одними из первых применили парус и усовершенствовали его, принимая в расчет конструктивные особенности своих кораблей. При этом викинги строили не только боевые корабли, но и, к примеру, купеческие. Об этом свидетельствуют находки археологов. Обнаруженные ими корабли имеют схожую конструкцию, но они явно были предназначены для разных целей. 

Один из наиболее хорошо сохранившихся кораблей имеет длину 23 метра и наибольшую ширину 5,25 метра. Корпус корабля был образован из 16 поясов обшивки, каждый из которых был прикреплен к нижележащему и перекрывал его. Все пазы и стыки были заделаны шнурами, сплетенными из щетины и шерсти. Внутри корабля находилось 19 шпангоутов на расстоянии один метр друг от друга. На шпангоутах лежал поперечный брус, причем обшивка была не прибита, а привязана к нему. Обвязка из корней ели, пропущенная через клинья в обрезных досках, делала корабль гибким – благодаря этому корабли оставались легкими и быстроходными, но в то же время могли противостоять бурному морю. Даже палуба у этого корабля не была фиксированной – в ее основе лежала сосновая половая доска, которая не была закреплена на поперечных балках. 

Одним из величайших достижений викингов был руль, который представлял собой массивное весло, прикрепленное к кормовой части корабля. При этом корабль предназначался как для гребли, так и для хождения под парусом. Мачта была толщиной 30 сантиметров, а вот длина ее по сей день неизвестна – предполагается, что она достигала 12 метров. Парус же представлял собой шерстяное полотно. Всего на корабле было 32 сосновых весла длиной 5-6 метров. Стоит отметить, что корабль не только был практичен, но и красив благодаря своей продуманной конструкции. Он был незначительно украшен декоративной резьбой – ей покрывались заслонки уключин, половая доска и голова зверя на румпеле. Предполагается, что головы животных украшали не только румпель, но и нос, и корму корабля. Викинги красили свои корабли, причем в основе лежали три цвета: черный, желтый и красный.
Красный цвет присутствовал на белом парусе корабля и на фигуре зверя. С ними перекликался черный и желтый цвет щитов. Эти же три цвета были найдены на резной палатке на корабле, одеялах и других предметах морского быта. Носовая фигура, как полагают археологи, также соответствовала остальной резьбе и цвету – этот геральдический символ позволял легко узнать корабль и его владельца. Так что викингам, этому суровому северному народу, не была чужда красота.

В мае 1880 г. при раскопках на небольшом крестьянском дворе в Гокстаде археологи обнаружили старинное судно с погребальными строениями на палубе. На борту были также найдены останки людей, 6-ти собак и 12-ти лошадей. Судно, длина которого составляла 23,4 м, а ширина — 5м, было полностью укомплектовано для совершения путешествия в так называемую загробную жизнь. На палубе находился и шатер, украшенный резьбой, и разнообразная посуда (стальной котел на трех ножках, медных котел, различные сосуды из дерева и пр.), и даже застежки с пуговицами. Ко всеобщему изумлению археологов на палубе находился скелет павлина.

Основу всего судна составлял мощный Т-образный киль, изготовленный из дуба. Его длина была около 17 м, а высота — 0,37 м. Два ряда стальных гвоздей прикрепляли штевни к килю. Обшивка корабля — клинкер — состояла из 16 поясов. Доски соединялись внакрой, наподобие черепиц на крыше. Мастера закрепили их к шпангоутам частично путем пришнуривания, частично при помощи деревянных гвоздей. Ученые установили, что весла судна, общее число которых составляло 32, викинги просовывали сквозь специальные отверстия, проделанные в третьей сверху доске обшивки. При движении под парусом отверстия задраивались.

Весла, которые викинги вытесывали из сосновой древесины, имели длину 5,3—5,8 м. Ширина их лопастей была около 12 см. На каждое весло сажали по два гребца. Банки для них отсутствовали.
Основной движущей силой судна являлся прямоугольный парус площадью около 70 м2. Он был изготовлен из полотна обычного цвета, на которое вертикальными полосами нашивали шерстяную ткань с ворсом (фриз). Мачту древние судостроители установили в дубовый степс, укрепленный на киле. Ее высота составляла 12 м, длина рея — 10,7 м с переменным диаметром в средней части 220 мм, ноки рея — 90 мм. При необходимости мачта убиралась.

Стоячий такелаж представлял собой конструкцию из штагов и вант. Бегучий такелаж давал морякам возможность распускать парус во время плавания любым курсом относительно ветра — бейдевиндом, галфвиндом, бакштагом, фордевиндом. Пространство под пайолами — настилом для предохранения днища судна от повреждений ногами — викинги использовали для хранения оружия, провианта, балласта и добычи.

Ученые рассчитали, что с экипажем в 70 человек, с полным снаряжением и запасом продовольствия водоизмещение судна составляло 18 т, а его осадка — 0,9 м. Во время плавания викинги могли увеличить высоту бортов за счет установки и закрепления своих круглых щитов по обеим сторонам верхнего пояса обшивки корабля. После реставрации судно из Гокстада поместили в музее Осло-Бигдё.

В 1892 г. был построен аналог судна, обнаруженного в Гокста-де. Его назвали «Викинг». На этом корабле капитан Магнус Андерсон вместе с экипажем из 13 человек, взяв старт из города Бергена, переплыл за 40 суток Атлантику и достиг Чикаго. Благодаря этому необычному путешествию мир достоверно узнал о высоких мореходных качествах, которыми обладали суда викингов. Капитан с восторгом рассказывал прессе, что корабль-новодел превосходно показал себя в различных погодных условиях. В шторм рулем свободно управлял один рулевой, а в ясный день судно разгонялось до скорости 11 узлов.

М. Андерсон отметил еще одну интересную особенность «Викинга»: он легко приводился к ветру. Таким образом был сделан вывод, что моряки даже в глубокую старину прекрасно знали парусное дело. Остается только удивляться, как мастерам-корабелам воинственного племени удавалось, опираясь только на опыт и интуицию, создавать столь совершенные конструкции. Несомненно, викинги оставили глубокий след в истории мореплавания и судостроения.
Походы Викингов

Категория: Викинги | Добавил: densv78 (14.01.2011)
Просмотров: 7164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 Дмитрий  
Да полностью согласен с автором статьи по поводу их кораблей. Корабли викингов действительно были своего рода произведением исскуства, но к тому же принимая во внимание то, что сами викинги были народом немного диковатым, варварами как чаще говорят, но мне как то этот термин не нравится, все же они сумели создать и впоследствии эффективно эксплуатировать свои корабли сочетая в них ту изящную грацию быстроходных парусников и очень практичное умение создавания гибких платформ самих суден, делая их корабли более устойчивыми на воде во время ураганных ветров или штормов, которые довольно распространены были в северных областях. Я считаю, что викинги были очень практичным народом и большинству природных даров находили применение в смысле того, что их корабли были буквально сотканы из материалов и древесины разного рода. Так что автору огромная благодарность за столь поучительную статью о кораблях викингов бороздивших в свое время просторы северных морей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]