Cлавянские обряды или как наши предки дома строили - Славянская мифология - Каталог статей - Всемирная история



MENU
Главная » Статьи » Славянская мифология

Cлавянские обряды или как наши предки дома строили
Cлавянские обряды или как наши предки дома строили

Как строят дома ныне? Согнали на стройку всяких там равшанов и джамшутов, дали им ЦУ, и все, остается только ездить туда раз в несколько дней, и следить, чтобы они подоконник к потолку не привинтили. Ну, я, конечно, драматизирую, но в целом смысл ясен.
Наши предки-славяне дома строили иначе. От первой и до последней деревяшечки славянский дом строился не только по технологии (без нее никуда), но и с особым смыслом, с особым ритуалом. С почитанием и уважением.
Как славяне дома строили?
Выбор материала. Пару слов о деревьях и бревнах
Ну, прежде всего, дома строили из дерева, так называемые – срубы. То есть, стены такого дома были сделаны из обработанных бревен, скрепленных стык в стык. Но(!) строили не из каждой породы деревьев. Это связано, во-первых, с тем, что часть деревьев была для наших предков священной (критерии священности различные, мы поговорим о них позже, так что подписывайтесь на обновления wink , а потому запретной (в некоторых губерниях это были липа, сосна, ель), часть проклятой, а потому, точно так же, не приветствовалась в строительстве, ну и, само собой, часть не пригодная, в силу своих физических свойств.
Опасны были так называемые «буйные» деревья. Это такие деревья, часть которых (даже щепа) попавшая в дом, влечет за собой разрушения. Чаще всего это обвалы (крыши, стен и прочее) влекущие за собой смерти. По одной версии определить «буйность» дерева мог только человек посвященный (колдун/шаман). По другой же, это деревья, растущие на перекрестках дорог. Так же для постройки дома не годились деревья «упавшие на полночь» (то есть ориентировочно на север) и деревья, зацепившиеся при падении за своих собратьев, если это не учесть, то в новом доме будут умирать жильцы.
Допустим, с деревом определились: не «буйное», не священное, не проклятое, не плодовое, нормально упавшее и не зависшее, казалось бы, можно начинать строить. Ан нет…
При постройке дома не годились бревна с сучками, идущими изнутри (так называемыми «пасынками»). Коли такое бревно пустить в строительство – опять-таки, хозяин умрет. Так же запрещались:
…деревья с наростом («гуз»), ибо у жильцов будут «кылдуны» (колтуны), деревья с «пристоем» («хозяйскя дочь-девушка родит дитя»); несоблюдение их влечет за собой последствия негативного характера (смерть кого-либо из живущих в доме, рождение ребенка вне брака, болезнь, ведущая к смерти)…
Выбор времени заготовки деревьев для строительства тоже не случаен. Лучше всего было начинать заготавливать материал после Троицы. И заготовки его, точно так же сопровождались своими приметами («Если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день»).
Выбор места для строительства
Если сейчас жилье строят там, где получится, то наши с вами предки подходили к этому вопросу довольно-таки щепетильно. Связано это с тем, что места делились на счастливые и, само-собой проклятые.
Так, нельзя было строить дом там, где проходила дорога, не месте бани, на месте, где были обнаружено кости, на месте, где была пролита кровь, опрокинут воз, там, куда ударила молния и прочее и прочее.
Счастливыми местами были места обжитые и те, где скотина отдохнуть приляжет.
Чтобы определить пригодность места для строительства, люди чаще всего гадали, и самым распространенным гаданием было следующее:
…по углам будущего дома хозяин насыпает 4 кучки зерна. Делается это вечером. Если на утро следующего дня зерно окажется нетронутым, то место считается выбранным удачно…
Строительная жертва
Ну, наконец-то! Выбран материал, время, место, можно начинать строить дом. И уже само начало строительства славянского дома было отмечено определенным обрядом, так называемая строительная жертва (закладывание (заклятие) на чью-либо голову). Это, скорее всего, связано с тем, что по древним верованиям все Мироздание было сотворено из жертвы, одним словом, чтобы построить что-то одно, нужно пожертвовать чем-то другим.
Так вот и появилось поверье, что первый, вошедший в дом человек, станет этой жертвой, и обязательно умрет (именно отсюда пошел обычай запускать первую в дом кошку/петуха/собаку). Впрочем, не только, тот, кто войдет: тот, кто положит последний камень (бревно) в новостроящемся доме (поэтому строители, чтобы отвести от себя беду, обязательно что-то оставляли недостроенным).
Так же беда могла настигнуть любого встречного-поперечного прохожего. Связано с тем, что при обряде закладывания первого венца (венец – это один ряд бревен, уложенных перпендикулярно), строители (а их наши предки наделяли некой силой не от мира сего) могли выбрать в качестве жертвы любого (вплоть, до самого хозяина). Поэтому люди старались не мельтешить перед строящимся домом. Делалось такое заклятье чаще всего на тень, или след, путем замеров или ударом топора.
Например, недобросовестные плотники (ну или те, которых хозяин чем-то обидел) крестообразно ударяя топором по венцу, и держа в уме задуманное произносили: «Гакъ! Нихай будець такъ!», и задуманное, непременно сбывалось. Если же хозяин подозревал, что-то такое неладное, то он должен был венец раскидать, тогда чары теряли свою силу, они перекидывались на того, кто их сотворил, то бишь, на плотника.
Очень часто просили, чтобы строители делали заклятие на рыжих тараканов, мышей и прочей гадости, которая портит жизнь в домах.
Но, говорят, что и без крови не обходилось в самые-самые древние времена. Так при постройке каких-либо очень значимых сооружений и человеческая жертва имела место быть).
…отрывок из христианского номоканона («при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому– наказание – 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или быка, или козла»)…
Но, в общем-то, приносить в жертву людей, как-то не очень хорошо,наши предки это понимали и у восточнославянских племен (которые к нам ближе всего) в этом качестве чаше всего выступали кони, петухи и курицы.
В качестве строительной жертвы так же могло выступать и какое-нибудь молодое деревце, например березка. Так же иногда на месте будущей стройки, как бы в самом центре дома, в землю втыкался деревянный крест.
В каждой губернии, выбиралось какое-то свое особенное растение, которое и приносили в жертву. В Сибири это были кедры, например. Но раз уж мы с вами из губернии Тульской, то стоит отметить, что у нас:
…выкапывали с корнем самый высокий репей и клали под переднюю и заднюю стенки дома…
Позже в качестве жертвы стали использовать зерно, деньги (монеты), и прочее и прочее.
Двери, окна, крыша
Двери и окна, как правило, уже вырубались после возведения стен, в готовом срубе, и это тоже сопровождалось определенными обрядами. В Украине при установке дверей, топором делся знак креста и говорилось: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови».
Монтирование матицы (это бревно – основание потолка), тоже было не простым действием, тоже со своими обрядами. Например, ее часто осыпали хмелем и зерном, в знак богатства и плодородия.
А после того, как эта самая матица установлена, все пускались в пляс, катались на лошадях, и всячески радовались. И только через день вновь приступали к работе.
Конек и курицы
Крыша. Крыша – важный момент. Ее часто украшали изображением конской головы, собственно, эта часть крыши до сих пор называется коньком или князьком. Желоба для отвода воды обычно украшались изображениями курицы, они так и назывались «курицы».
«Коньки» и «курицы» являлись обязательным элементом и несли не только эстетическую функцию, но были еще и оберегом. Существует такая поговорка: «Курица и конь на крыше – в избе тише».
После того, как строительство крыши было завершено, плотников подчивали всякими вкусняшками, это было самое обильное угощение, ведь завершение крыши – это завершение всего дома.
Вот, наверное, и все из самого-самого основного, и совсем коротко. Пришлось многое оставить «за кадром», уж если кого-то интересует более полная информация, то рекомендую к прочтению книги (которые мне и помогли в написании этой статьи):
А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»
А. К. Байбурина «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян»


Источник: http://blogotula.ru/2013/09/18/drevnie-slavyanskie-obryadyi-ili-kak-nashi-predki-doma-stroili/
Категория: Славянская мифология | Добавил: Ласточка (20.10.2013) | Автор: Мария W
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]