MENU
Главная » Статьи » Российский флот

Исток парового военного флота России
Исток парового военного флота России 

Крымская война 1853 - 1856 убедительно доказала, что парусники не соперники паровым судам и в военном деле. Это стало ясно еще в ноябре 1853 года, после сражения русских с турками в Синопской бухте. Пушки кораблей русской эскадры под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова (1802 - 1855) в клочья разнесли турецкие парусные корабли, так как использовали усовершенствованные разрывные ядра. Но русские тоже плавали на таких же парусниках. А англичане и французы уже ушли далеко вперед - их пароходам русские ядра были не так уж страшны. Они могли  от них увернутся, так как были гораздо маневренные парусных судов. Во многом именно из-за этого и была проиграна эта война. Однако нужные выводы из этого печального события были сделаны.

Для начала в 1861 году в Петербурге построили цельнометаллическую канонерскую лодку ( небольшой военный корабль для ведения боевых действий на реках и в море недалеко от берега) "Опыт". Затем, в 1869 году, был построен броненосец "Петр Великий", который был вооружен четырьмя орудиями калибра 305 мм, двумя - калибра 230 мм и шестью - калибра 86 мм . Заметим отныне пушки не располагались по бортам, а начали устанавливать на палубах в специальных башнях и на лафетах. Две паровые машины позволяли развивать скорость 14 узлов ( 1 узел - 1,852 км/час). Корпус корабля был защищен броней, толщина которой в отдельных местах достигала 356 мм. 

В 1870-е годы был создан броненосный крейсер "Генерал-адмирал", который мог совершать переход дальностью около 6000 миль (1 морская миля - 1852 м). В 1880-е были построены броненосцы типа "Синоп", которые стали прообразом будующих линкоров. Все эти корабли были лучше соответствующих иностранных образцов. 

Но как не странно они не спасли Россию от поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов и от разгрома второй Тихоокеанской русской эскадры японцами у острова Цусима. Как японцам удалось потопить 21 русский корабль и еще 5 кораблей взять в плен, потеряв всего лишь 3 своих корабля, - загадка. Между прочим в составе этой злосчастной эскадры был и ставший в последствии знаменитым крейсер "Аврора".

Нельзя не вспомнить и знаменитый бой у корейского порта Чемульпо, во время которого русский крейсер "Варяг" и канонерская лода "Кореец" нанесли немалый урон превосходящим силам японского флота. Также незабываем подвиг экипажа миноносца "Стерегущий" в бою с японцами у Порта-Артура. Неравный бой должен был закончится пленом экипажа и корабля, но в плен морякам не хотелось, поэтому они затопили корабль вместе с собой. В Петербурге "Стерегущему" поставлен памятник. Правда, некоторые военные историки считают, что "Стерегущий" утонул сам и никто его не затапливал...

Говорят, что неудачи на Дальнем Востоке весьма поспособствовали первой русской революции 1905-1907 годов. На самом деле, в России многие вообще не знали о том, что где-то идет война.
Категория: Российский флот | Добавил: densv78 (11.03.2012)
Просмотров: 2083 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]