MENU
Главная » Статьи » Коротко о разном

Из истории солнечного камня. Янтарь.
Из истории солнечного камня. Янтарь.

Самой природой в человеке  заложено желание сделать всё необычное полезным. Необработанные образцы янтаря, найденные археологами на стоянках первобытных людей VI-V тысячелетия до н. э. свидетельствуют о том, что этот самоцвет стал культовым камнем ещё в глубокой древности. Многочисленные фигурки животных, вырезанные из этого камня обнаружены в пещерах времен неолита (4000-1500 лет до н.э.). Уже тогда, изготовленные из янтаря амулеты и украшения служили предметом обмена и торговли. Ведь янтарь - камень мягкий и податливый. Его легко было обрабатывать даже примитивными каменными орудиями труда.

В коллекции Каирского музея выставлена, украшенная балтийским янтарем, корона из гробницы Тутанхамона и другие погребальные изделия из этого камня. В Британском музее (Лондон) хранится древний ассирийский обелиск с надписью, в которой фигурирует название самоцвета. Это первое, за всю историю, письменное упоминание о янтаре датируется X веком до н.э. Самоцвет упоминается в "Одиссее" Гомера, в трудах Гиппократа, Платона и Эсхила.  Свойства этого камня описал в своем трактате философ и математик Фалес Милетский.

Янтарь пользовался огромной популярностью в Древнем Риме. Плиний Старший упомянул янтарь в своей "Естественной истории", порицая современников, за то, что они были готовы готовы платить за маленькую фигурку из этого камня больше, чем за живого раба. Обожающие роскошь римляне по-достоинству оценили красоту камня и первыми начали торговать с восточными пруссами, заселявшими в те времена территорию современной Калининградской области. До прихода римлян пруссы янтарь практически не обрабатывали, а только обменивали его на бронзу или золото.
В скором времени торговый оборот вырос до небывалого, по тем временам, размера. Торговля солнечным камнем превратила небольшие местные поселения Кауп и Трусо в крупные процветающие города. Вскоре о янтаре узнали в арабских странах, где самоцвет стал не менее популярен.

За всю историю у янтаря было более 30 названий. Арабы называли его "anbar", так как запах горящего янтаря похож на запах амбры. Это слово было заимствовано европейцами и постепенно трансформировалось в "amber". Так и по сей день называют янтарь в романской языковой группе. В Древней Греции, из-за необычной способности притягивать к себе кусочки бумаги его именовали "электроном".

Римляне называли камень "сукцин", считая, что янтарь - окаменевший сок растений (греч "сукус" - сок) или "линкуриум"(рысья моча), так как по одной легенде, янтарь считали окаменевшей мочой хищного зверя. Латышское "дзинтарс" и литовское "гинтарис" буквально переводится, как "защитник от болезней". В Древнем Китае янтарь называди словом "хуппо", что означает "душа тигра". Считалось, что после смерти хищника его душа уходит в глубь земли, где потом и превращается в янтарь.

Все прибалтийские народы считают янтарь "своим" камнем. Но нигде больше он не проник в историю, культуру и искусство так глубоко, как в Литве. Именно в связи с янтарем, литовцы впервые упоминаются в древних книгах. В I веке н.э. древнеримский историк Тацит в своем труде "Германия" называл прибалтийские племена словом "эстии", то есть "люди с востока". Он писал, что эстии не только являются хорошими земледельцами, но и собирают янтарь на отмелях Балтийского моря, а затем везут его в далекие страны на продажу.

Знаменитый Янтарный путь, по описанию Геродота, начинался в Трусо и Каупе, а заканчивался в странах Средиземноморья. Первоначально он пролегал по течению реки Висла, проходя через территории современных Австрии, Словакии, Словении, Чехии. Позднее появились и другие торговые пути. Один из которых пересекал старую Русь до Черного моря, а другой, более восточный, вел через Польшу в Москву.

У русского народа существует древнее сказание об острове Буяне, на котором есть чудодейственный камень алатырь, способный даровать человеку силу и бессмертие. По мнению ученых, сказочным Буяном является балтийский остров Рюген, древнее славянское название которого - Руян. В легендах это место окружено ореолом мистической тайны. Когда то там жили балтийские славяне, а их главным сокровищем был янтарь.

В XIII веке территория юго-восточной Прибалтики, заселенная прусскими племенами, была завоевана рыцарями тевтонского ордена. В скором времени они поняли, какое богатство может принести солнечный камень. К началу XIV века полностью сложилась монополия тевтонцев на янтарь. Теперь по закону никто не имел права хранить у себя необработанные камни. Людей, осмелившихся нарушить запрет, подвергали изуверским средневековым пыткам, вешали и четвертовали. Собиравшие янтарь по берегу моря крестьяне и рыбаки обязаны были целиком отдавать добычу, так называемым, "янтарным господам". Основная часть камней продавалась за территорией ордена, так как в его пределах обработка янтаря была запрещена.
В том же XIV веке в Западной Европе начали появляться гильдии резчиков по янтарю. В те времена из этого камня изготавливали преимущественно церковные предметы: распятия, четки, фигурки святых. 

Вплоть до начала Реформации (XVI век) этими изделиями снабжалась вся Европа. Но никакая тирания не длится вечно. После окончания господства Тевтонского ордена, свободный сбор янтаря на пляжах и отмелях Балтики возобновился с невиданным до того размахом.

Изделия из янтаря пользовались большой популярностью ещё в Древнем Риме. Солнечный камень использовали для изготовления бус, резных украшений, статуэток, чаш для вина, сосудов для благовоний, портретов, барельефов. Не смотря на то, что янтарь стоил очень недешево, самые состоятельные патриции отделывали им загородные дома и бассейны. По приказу императора Нерона, питавшего особое пристрастие к этому камню, янтарем усыпали арену, на которой проходили бои гладиаторов.

В Китае и Японии с древних времен выше всего ценился янтарь красных и вишневых оттенков, который почитали, как застывшие капли крови священного животного - дракона. Ношение украшений с таким камнем долгое время считалось привилегией императора и его ближайшего окружения. Пока в средневековой Японии не началось массовое изготовление миниатюр, ивестных под названием нэцкэ. Эти фигурки вырезали из самых разнобразных материалов, в том числе и из янтаря.
Старинные японские резчики достигли очень высокого мастерства в обработке солнечного камня. В большинстве изделий использовался золотой порошок, наносящийся на поверхность янтаря, которую затем многократно покрывали лаком. В сочетании с другими самоцветами янтарь инкрустировали слоновой костью, оправляли в золото или серебро. В итоге получались необычайно изящные и оригинальные произведения искусства.

В Европе после падения Римской империи искусство художественной обработки янтаря постепенно пришло в упадок. В раннем Средневековье янтарь здесь использовали редко, считая его слишком хрупким и непрочным. После окончания периода жестокого правления крестоносцев Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике, местные власти стали искать пути для получения прибыли от их природного богатства - янтаря.

При первом герцоге Пруссии Альбрехте Бранденбургском (1490-1545) янтарное ремесло начинает бурно развиваться. Во второй половине XVI века Кенигсберг (Калининград) и Данциг (Гданьск) становятся крупнейшими европейскими центрами по производству изделий из янтаря. Сформировавшиеся в этих городах художественные стили обработки самоцвета резко отличались друг от друга.

В работах мастеров из католического Данцига доминировало религиозное направление. Здесь чаще создавали образы святых и мадонн, четки, распятия и алтари. В протестанском Кенигсберге янтарь шел, главным образом, на изготовление предметов светской жизни и быта. Это были медальоны и барельефы, подсвечники и столовые приборы, шкатулки и шахматы.
В XVII веке мастерство резчиков по янтарю возросло до очень высокого уровня. 

В своих произведениях искусные мастера стремились подчеркнуть природную неповторимость каждого камня, его рисунок, пластичность и многообразие цветовых оттенков. Изделия из янтаря инкрустировались золотом и серебром, перламутром и слоновой костью. В композициях использовались комбинации из прозрачных и непрозрачных кусочков янтаря, тончайшая резьба и гравировка деталей.

Сложнее стала и конструкция изделий: пластины из янтаря склеивали или скрепляли металлическими скобами, накладывая на деревянную основу. С помощью такой техники создавались многоярусные шкатулки и целые шкафы-кабинеты. В этот же период мастера впервые начали отделывать мозаикой из янтаря стены помещений.

Прусские изделия из янтаря широко экспортировались в Польшу, Венецию, Персию и Константинополь, где ценились не менее высоко. Многие из них преподносились дипломатами в качестве подношений. В Московской Оружейной Палате хранится более 30 таких подарков, изготовленных в XVII-XVIII веках. Среди них кружка из янтаря, привезенная в 1648 году послом Литвы царю Алексею Михайловичу и, так называемый "властелинский посох" - подаренный в 1658 году герцогом Курляндии патриарху Никону.

В XVII веке появилась настоящая мода на изделия из янтаря. Особой популярностью пользовались кубки и сосуды из солнечного камня. Считалось, что в "морском золоте" заключена волшебная сила, способная уберечь и излечить от болезней, спасти от отравления ядами.

Эта фляга, хранящаяся в Королевских исторических дворцах (Лондон) изготовлена в конце XVII века резчиком из Кенигсберга. Сосуд состоит из восьми панелей, на которых искусно вырезаны изображения, символизирующие христианские добродетели - Веру, Надежду, Любовь, а также благоразумие, воздержание, терпимость, мужество и справедливость. В Англии это изделие оказалось в XIX веке, как дипломатический подарок одному из членов английской королевской семьи.

XVIII век оказался переломным в истории янтаря. Европейские мастера доводят ранее освоенные методы обработки этого камня до совершенства. В этом столетии создается всемирно известная Янтарная комната, ставшая вершиной искусства резьбы по этому самоцвету.

Но параллельно с усовершенствованием техники обработки камня шло и понижение художественной ценности массово производимых из него изделий. Янтарь подешевел, и, как следствие, стал более доступен.

Всё чаще из него стали изготавливать, несложные по оформлению и конструкции, предметы повседневного обихода: косметички, табакерки, ручки для зонтиков, флаконы для духов. В XIX веке особенной популярностью пользовались мундштуки и курительные трубки из янтаря. Эта традиция пришла с Востока, где считалось, что при общем курении, янтарный мундштук кальяна нейтрализует все инфекции.

К началу XX века искусство художественной обработки янтаря превратилось в промышленное изготовление недорогих ювелирных украшений и сувениров. Конечно, наряду с массовой продукцией, создавались и создаются по-настоящему высокохудожественные изделия из янтаря, но это уже современная история солнечного камня.
Категория: Коротко о разном | Добавил: densv78 (16.09.2011)
Просмотров: 3644 | Теги: янтарь | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]