MENU
Главная » Статьи » Масонство

Деизм и английские вольнодумцы
Деизм и английские вольнодумцы 

В начале XVII столетия, те английские ложи, о которых остались какие-либо данные, состояли всецело или почти всецело из людей, ничего общего не имеющих со строительным искусством. 
Преобразование лож, совершившееся в конце XVII и в начале XVIII века было тесно связано с умственным движением, которое происходило в ту же эпоху в Англии. 

"Последним и бесспорно решительным фактором, — говорит историк масонства Финдель, — был английский деизм, — он отвергал откровение, отрицал догмат и вел все за собой под знаменем разума и критики”. 

Писатели нападали на притязания церкви захватить руководство над мыслью человечества и отстаивали права разума. Беспощадной систематической критике подвергалась теория божественного происхождения власти и на первое место выдвигалось право нации, т. е. суверенитет народа. 

Первое место в ряду английских вольнодумцев надо отвести Локку (1632—1704). Локк доказывал, что источником всего человеческого знания является способность нашего ума познавать свою собственную деятельность, но вместе с тем всякое познание основывается на опыте и индукции, познание же сверхчувственное есть результат деятельности нашего духа; ошибки и ложные толкования часто происходят лишь вследствие недостаточного знания языка и значения отдельных слов. 

В нескольких сочинениях, посвященных религиозным вопросам, Локк оспаривает доктрины епископальной церкви. Он пытается доказать, что в религии откровения нет ничего, чтобы противоречило разуму. Локк провозглашает с горячей убедительностью идею широкой веротерпимости, доказывает необходимость разделения церкви от государства. 

Он дает понятия народного суверенитета и доказывает, что государство возникло из взаимного договора между правителем и подданными, — договора, имеющего целью благо и безопасность каждого отдельного лица и охраняемыми определенными обязательными для обеих сторон законами. В своем учении о государстве Локк объявил право народа на установление той или иной формы правления. По его мнению, власть законодательная является верховной в государстве, а все остальные зависимы от нее; власть исполнительная должна быть подчинена законодательной. Законодательный корпус, — учит Локк, — имеет право собираться во всякое время, но большею частью он ограничен определенным временем в году или в силу своей верховной власти может себя распустить на известное время. Исполнительная власть не может воспрепятствовать законодательному корпусу собираться; если она делает это, то вступает в войну с народом, у которого остается единственное средство защиты — сила. 

Английские деисты оказывали большое влияние на членов масонских лож, которые выступали в качестве организаторов и руководителей общественного движения. 

Вождь деистов Джон Толланд был сам масоном и своей писательской деятельностью оказывал громадное содействие пропаганде масонских идей. Одно из его сочинений "Христианство без тайн”, произведение еретического характера, было уничтожено рукой палача и самому ему пришлось спасаться бегством. В другой своей книге "Пантеизм”, появившейся в 1720 г., он описывает тайное общество, члены которого исповедуют другую, более чистую религию, нежели религия, основанная на авторитете. 

Идеи Локка развивали Шэфтсбери, Коллинс, Тиндаль, Болингброк и другие. Они призывали общество на борьбу с сложившимися историческими понятиями.  Толланд, Коллинс, Тиндаль и другие деисты видели сущность положительной религии в двух положениях: вера в Бога, любовь к ближнему. Такая религия получает откровение в разуме человека. По сравнению с естественной религией все остальное только историческое наслоение, а потому есть лишняя и вредная прибавка и составляет дело дальновидных и хитрых жрецов. 

Джон Толланд провозглашает боевой лозунг: "Не нужно догматического христианства”.Болингброк выступает, как воинствующий атеист, старается с необыкновенным цинизмом и дерзостью подорвать самые основы христианской веры и приходит к выводу: "Вообще не нужно христианства” 

Категория: Масонство | Добавил: densv78 (19.11.2012)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]