MENU
Главная » Статьи » Города

Ярославль

Ярославль

Всякая биография должна начинаться с года рождения, а он-то у Ярославля и неизвестен. Письменные источники ничего не говорят о дате основания Ярославля, а летопись упоминает его впервые в 1071 году, в "Повести временных лет" рассказывается о мощном восстании смердов-общинников, во главе которого стояли "два волхва от Ярославля". Существует несколько легенд и сказаний об основании города, которые дошли до нас в записях XIII-XIX веков. В "Повествовании" П.Львова, опубликованном в 1820 году рассказывается история о некоем отшельнике, живущем у впадения Которосли в Волгу, который узнает о бедствиях местных жителей: "Лютый зверь ежедневно губит не только животных, на пажитях пасомых, но близ самых жилищ терзает людей". Они верят, что это языческий бог Велес, мстя за принятие ими христианства, "послал им в казнь медведя страшного". Затем отшельник узнает, что свирепый медведь убит князем Ярославом, специально прибывшим из Ростова для борьбы со зверем. В честь этого события и был заложен город, названный Ярославлем. М.Ленивцев в "Описании построения города Ярославля" (1827год) пишет что Ярослав, будучи князем Ростовским, охотился в устье Которосли и там "встретился с превеликою медведицей, с которой вступя в бой, убил ее сам один". Место ему понравилось и вскоре он снова прибыл сюда с мастерами и "заложил город рубленною стеною, назвав в свое имя - Ярославль". А. Лебедев опубликовал в 1877 году "Сказание о построении града Ярославля". В те времена, когда в Ростовской земле правил князь Ярослав Владимирович, получив ее от отца, Великого князя Киевского "во одержание", у слияния рек Которосли и Волги "лежащее некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль". На этом пустынном, заросшем высокими деревьями и густыми травами месте находилось "селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы, человецы поганыя веры - языци, зли суще... Онии человецы живящее точию по своей воли, яко мнози и граблеия и кровопролития верным твориша". "В делание же смысленна прилепляхуся, егда на зверя или лов рыб исходящее. Держащее же сии люди и мнозии скотии, и сими себя насыщаху". Однажды князь плыл "на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого берега оной, идеже то селище, зовомое Медвежий угол". Заметив, что "некии люди жестоци" напали на купеческие суда, идущие по Волге, князь "повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии". Дружина в ожесточенной схватке принудила грабителей и, преследуя их "победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше". Затем князь поучает жителей, как жить и предлагает им креститься. Те отказались "точию не хотяху креститися", но дали князю клятву "жити в согласии и оброци ему даяти", скрепляют обещание "медвежьей клятвой". После этого Ярослав "отыде в престольный град свой Ростов". Вскоре Ярослав вновь прибыл в Медвежий угол: "Но егда входи в сие селище, люди сего испусти от клети некоего люта зверя и псов да растешут князя и сущих с ним". Князь вступил в единоборство со страшным медведем и зарубил его секирой, псы же никого не тронули. Убийство священного зверя приводит в ужас жителей мятежного селища: "И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц князю и быша аки мертвы". Князь, насмехаясь над их верой, вопрошает: "Кий же он бог, яко и клятву, при нем сотворенну, сами преступи и попра". На следующее утро князь велел рубить деревья и очистить место "на острову, его же учреди реки Волги и Которосль и проточие водное", где он решил построить город. "Град сей благоверный князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами". 
И если летопись не сообщает нам точной даты основания Ярославля, все соображения исследователей основываются на логических доказательствах. Князь Ярослав Владимирович Мудрый, согласно летописи, жил 76 лет (978-1054). В 988 году в целях укрепления феодального государства Киевский князь Владимир направляет в разные концы Русской земли своих сыновей. В Ростове в возрасте 10-11 лет был "посажен" князь Ярослав, правивший здесь до 1010 года. "В 1010 году преставился в Новеграде Вышеслав, сын Владимиров, и дал Владимир Новгород брату Ярославу, а Борису Ростов, Глебу, Муром". Личность Ростовского князя, а также события на далекой окраине Древнерусского государства мало интересовали летописцев. Не случайно его имя с 988 по 1010 год ни разу не встречается на страницах летописи. И если в эти годы Ярославом был основан небольшой город-крепость в глуши Залеской земли, это событие вполне могло пройти незамеченным в Киеве или Новгороде. Начиная с 1014 года и до самой смерти Ярослава (1054год) имя его не сходит со страниц летописи. И это вполне понятно, так как все это время он был великим князем Киевским или боролся за Киевский "стол". Летопись подробно описывает его борьбу со Святополком "окаянным", польским королем Болеславом, посадником новгородским Константином, Мстиславом, князем Тмутараканским, рассказывает о его походах, об основании новых городов, о строительстве киевской Софии.… И так далее, и тому подобное. И если бы Ярославль был построен в годы, когда Ярослав был великим князем, то логично предположить, что летопись сообщила бы об этом. Отсутствие в летописях упоминания об основании города Ярославля является веским доводом того, что произошло это событие не позднее 1010 года, то есть до перехода Ярослава из Ростова в Новгород. Забота об усилении безопасности "стольного града Ростова" заставляет князя Ярослава строить на месте мятежного языческого селища первый на Волге русский город-крепость. Названный Ярославлем, город стал форпостом, прикрывающим со стороны Волги пути к Ростову, и не менее важным опорным пунктом дальнейшей христианизации края.


Заселение Ярославского края произошло около 15-20 тысяч лет тому назад, когда вслед за отступающим ледником на север двинулся и человек. Стоянка древнего человека около Углича (у с. Золоторучье) пока единственный известный на территории Ярославской области памятник той давней поры.
-- В начале 80-х годов ХХ века стоянка эпохи неолита (около 6-7 тысячелетий до н.э.) была обнаружена экспедицией Ярославского государственного университета в Заволжском районе Ярославля, напротив Стрелки.
-- В 1873 году при разработке карьера у села Фатьяново (в 25 километрах от Ярославля по Даниловской дороге) были обнаружены захоронения, оставленные неизвестными до того племенами. Эти племена пришли сюда из Среднего Поднепровья и жили на территории края примерно четыре-три с половиной тысячи лет тому назад. "Фатьяновцы" были скотоводами, а возможно, и земледельцами. Они уже знали металл: в могильниках находят топоры и различные украшения из бронзы. Но основные орудия изготавливали ещё из камня. Особенно часто встречаются великолепно отшлифованные и сверлённые каменные боевые топоры-молоты. Находки последних дают основание предполагать, что в это время люди селились и на территории Ярославля. На смену "бронзе" в I тысячелетии до н.э. приходит ранний железный век. Эта эпоха оставила безусловное свидетельство заселения территории будущего города. Хотя раскопки в 1940 году не были достаточно масштабными и не дали полной картины, тем не менее получены интересные материалы, проливающие свет на древнейшую историю Ярославля. Разведочные шурфы были заложены на Стрелке и по другую сторону Медведицкого оврага, где он, выходя к Которосли, образует высокий коренной мыс. Здесь, около церкви Спаса на Городу, был найден культурный слой с так называемой "текстильной" или "сетчатой" керамикой. Название это связано с тем, что вся поверхность глиняных сосудов как бы покрывалась отпечатками грубой ткани. Она характерна для Дьяковской культуры раннего железного века, широко распространённой в Волго-Окском междуречье в I тысячелетии до н.э.
-- Когда площадь раскопа была расширена, выяснилось, что здесь находилось древнее укреплённое поселение - городище. Его жители, как и все "дьяковцы", занимались скотоводством и земледелием, рыбной ловлей и охотой. Даже немногочисленные находки свидетельствуют, что они были знакомы с обработкой металла.
-- "Медведицкое городище" относится к древнейшим "дьяковским" памятникам Верхнего Поволжья, появившимся здесь в VIII-VI веках до н.э. Это было первое, ставшее известным нам поселение на территории города.
--А на Стрелке выяснилось, что лучше всего древние слои сохранились на самом её мысу, к югу от Успенского собора. Чем древнее город, тем глубже уходят в землю культурные слои. Только на глубине 280 см. археологи добрались до древнего Ярославля домонгольской поры. Обломки тёсаного камня, поливные керамические плитки, старинный плиткообразный кирпич - плинфа, резная львиная маска из белого камня - это остатки от первого в Ярославле каменного здания, Успенского собора 1215 года. Здесь же изделия из железа, поделки из кости, шиферные пряслица для веретён, обломки украшений. Перед нами предметы, типичные для древнерусского города XI-XIII веков.
--Однако, когда археологи стали обрабатывать материалы раскопок, тщательно изучая находки из нижнего культурного слоя, оказалось, что среди них имеются и более древние предметы. Стало ясно, что основание города в начале XI века - это не первая, а по крайней мере вторая страница истории Ярославля.
--Первая была зарыта ещё глубже. На глубине ниже 280 см. были найдены обломки лепных глиняных сосудов, изготовленных без помощи гончарного круга. Пряслица для веретён были здесь не шиферные, привезённые из далёкого Овруча, а глиняные. Здесь же были найдены железные ножи и шилья, кованые гвозди, костяные проколки. Кости домашних животных и рыб свидетельствовали, что скотоводство и рыбная ловля занимали видное место в хозяйстве жителей. Судя по характеру лепной керамики, культурный слой может датироваться IX-X веками, определяя возникновение посёлка задолго до княжения Ярослава Мудрого.
-- Вопрос о начале Ярославля, совершенно тёмный и о котором можно высказывать одни лишь предположения. Карамзин о времени построения Ярославля говорит довольно оригинально. "Думаю, - пишет он, - что город основан великим князем Ярославом". Устрялов в XIX веке утверждал, что Ярославль построен именно для защиты от набегов черемис, издавна обитавших в восточных губерниях. Артемьев предполагал, "что славяне продвигаясь внутрь страны двигались конечно же по рекам, и к озеру Неро, где они поставили свой город Ростов, могла привести их не иная река как Которосль, при впадении которой в Волгу стоит Ярославль". Но так как известно, что первоначальные поселения свои славяне ставили обыкновенно при устьях рек, ограждая ими своё владение всем течением данной реки, то при движении славян с Волги к озеру Неро должно было сначала появиться при устье Которосли какое-нибудь славянское поселение. Лествицын идёт ещё далее, говоря, что "завоёванный на Волге великим князем Ярославом город - бывшая столица народа Русь, город, получивший затем название своё от завоевателя - Ярославль, существовал задолго до Рождества Христова", на том месте, где стояла до 1937 года на Волжском берегу приходская церковь Петра и Павла (основание автомобильного моста через Волгу, на правом берегу). "Срубив же несколько ниже по течению Волги крепость, Ярослав перенёс город туда, переименовав в то же время находившуюся тогда здесь церковь Петра и Павла в Петропавловский монастырь".

Гражданская война. Лжедмитрий II

Троице-Сергиев монастырь

Категория: Города | Добавил: densv78 (27.09.2010)
Просмотров: 3920 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]