MENU
Главная » Статьи » Древняя Греция

Ахейская Греция

Ахейская Греция

Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.), гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.), архаический (VIII–VI вв. до н.э.), классический (V–IV вв. до н.э.) и эллинистический (III–II вв. до н.э.).  Ранняя история греческой народности малоизвестна. Ученые спорят, когда и откуда греки пришли на юг Балканского п-ова. Большинство считает прародиной греков северную часть Балкан или территорию совр. Румынии; другие помещают ее в Северное Причерноморье; третьи ищут ее в Малой Азии. Их вторжение датируют то первой половиной III тыс. до н.э., то XVII–XVI вв. до н.э.; основная масса исследователей, опираясь на археологические данные, относит его к концу III тыс. до н.э.

Первым греческим племенем, пришедшим на юг Балкан, были ионийцы, которые особновались преимущественно в Аттике и на гористом побережье Пелопоннеса; затем за ними последовали эолийцы, занявшие Фессалию и Беотию, и (с XX в. до н.э.) ахейцы, вытеснившие ионийцев и эолийцев с части освоенных ими территорий (северо-восточная Фессалия, Пелопоннес) и овладевшие основной частью Балканской Греции. К моменту вторжения греков этот регион был заселен пеласгами, лелегами и карийцами, находившимися на более высоком уровне развития, чем завоеватели: у них уже наступила эпоха бронзы, началось социальное расслоение и формирование государства, возникли протогорода (раннеэлладский период XXVI–XXI вв.). Греческое завоевание происходило постепенно и растянулось на несколько веков (XXIII–XVII вв. до н.э.). Как правило, пришельцы силой захватывали новые территории, уничтожая местных жителей и их поселения; в то же время имела место и ассимиляция. Хотя ахейцы несколько обогатили технологический (гончарный круг, повозка, боевая колесница) и животный (лошади) мир завоеванных областей, их вторжение привело к определенному хозяйственному и культурному регрессу – резкому сокращению производства металлических орудий (преобладают каменные и костяные) и исчезновению городского типа поселения (доминируют маленькие деревни с небольшими глинобитными домами). По всей видимости, в среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н.э.) уровень жизни ахейцев был очень низок, что обеспечивало длительное сохранение имущественного и социального равенства; постоянная необходимость вести борьбу за средства к существованию с соседними ахейскими племенами и остатками местного населения обуславливала военно-общинный характер их жизненного уклада.

В XVII в. до н.э. этот военно-демократический строй сменяется военно-аристократическим; начинается позднеэлладский, или микенский, период истории Ахейской Греции (XVI–XII вв.). Очевидно, в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Смыслом их существования была борьба за контроль над ресурсами (плодородными землями, скотом, полезными ископаемыми, прежде всего металлами). Сохранение ресурсов обеспечивалось как системой их скрупулезного учета, так и мобилизацией усилий по их защите (строительство укреплений, производство оружия). Приобретение ресурсов осуществлялось путем войн, грабительских набегов, пиратства и, гораздо реже, внешней торговли.

Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство. Человек мог реализовать себя только в рамках этих двух типов общин, монополизировавших все ресурсы, прежде всего землю, которая делилась на землю дворца и землю дамоса. Как и крестьянин от своей общины, дворцовый служащий получал от государства в условное держание соответствующий его статусу участок земли; вероятно, в этой системе не был исключением и царь. В микенскую эпоху (по крайней мере, в первый ее период) не существовало каких-либо форм частной собственности на землю; она предоставлялась исключительно во временное пользование, которое, однако, фактически носило наследственный характер, обусловленный традиционной преемственностью занятий как в семьях крестьян и ремесленников, так и в семьях дворцовых служащих.

Государство рассматривало сельскую общину лишь как объект эксплуатации и ограничивало свои отношения с ней изъятием части ресурсов (рабочей силы, сырья) и произведенных продуктов (продовольствия, ремесленных изделий); оно не занималось, в отличие от Древнего Востока, организацией производства (земледелия, ирригационной системы). Подвластная территория делилась на районы, управляемые наместниками, которые отвечали за исправное поступление в казну податей; им подчинялись низшие чиновники, контролировавшие исполнение тех или иных повинностей жителями отдельных поселений. Социальная структура базировалась на существовании двух основных групп – управленцы во главе с царем и исполнители определенных экономических функций (земледелие, скотоводство, ремесло); исполнители делились на две категории – государственные исполнители (ремесленники, работавшие по заказу (талассия) дворца и получавшие от него натуральную оплату), и податное население (крестьяне), обязанное поставлять государству сырье (в основном металл), продовольствие и выполнять трудовые повинности. Вне рамок общины находились рабы и «божьи рабы». Рабы (преимущественно женщины и дети) в большинстве случаев были, очевидно, людьми, захваченными на войне; они могли находиться как в коллективной (государственной), так и в индидуальной собственности и являлись, как правило, слугами; их роль в хозяйстве была сугубо вспомогательной. «Божьи рабы», чье происхождение не совсем ясно, являлись арендаторами земли или у общины, или у ее членов-пользователей.

В экономике ведущее значение имели земледелие и скотоводство. Культивировали пшеницу, ячмень, горох, бобы, чечевицу, оливки; возможно, часть оливкого масла шла на экспорт. Разводились быки, овцы, свиньи, лошади, ослы и мулы. Среди ремесел выделялись кузнечное (оружие и доспехи, орудия труда, украшения) и гончарное дело, ткачество и монументальное строительство.

Ахейская Греция сильное испытала влияние соседней критской (минойской) цивилизации, от которой заимствовала ряд технических и культурных достижений (водопровод, канализация, некоторые виды оружия и одежды, линейное слоговое письмо и т.д.). (См. МИНОЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ). Однако микенскую цивилизацию нельзя считать производной от минойской. В отличие от Крита, Греция II тыс. до н.э. была миром агрессивной военной аристократии, политическая и хозяйственная система – механизмом реализации ее господства над миром сельских труженников, искусство – формой утверждения ее ценностей (война и охота как ведущие его темы, монументальная крепостная архитектура, высокое качество отделки оружия).

Вся история ахейского мира – это история кровопролитных войн. Порой несколько царств объединялись в борьбе против более богатого и могущественного (поход семи аргосских царей против Фив) или для заморской грабительской экспедиции (Троянская война). К XIV в. до н.э. усиливаются Микены, которые начинают претендовать на роль гегемона Ахейской Греции. В XIII в. до н.э. микенским царям удается путем династического брака подчинить Спарту и добиться подчинения (по крайней мере, формального) ряда других ахейских государств (Тиринф, Пилос). Данные мифологии показывают, что в Троянской войне микенский царь Агамемнон воспринимался другими греческими царями как верховный правитель. В XV–XIII вв. до н.э. ахейцы начинают военную и торговую экспансию в Среднеземноморье. В конце XV в. до н.э. они, вероятно, устанавливают контроль над Критом, в XIV–XIII вв. до н.э. основывают колонии на западном и южном побережье Малой Азии, на Родосе и Кипре, в Южной Италии. Ахейские отряды принимают участие в нашествии «народов моря» на Египет. Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.

Внутреннее ослабление ахейских царств сделало их уязвимыми перед лицом внешней опасности. В конце XIII в. до н.э. северобалканские племена (как греческого, так и фракийско-иллирийского происхождения) вторглись в Грецию. Хотя часть цитаделей устояла (Микены, Тиринф, Афины), некоторые государства были уничтожены (Пилос) и, что особенно важно, был нанесен сокрушительный удар по ахейской экономике и по системе эксплуатации сельской округи. В XII в. до н.э. быстро деградируют ремесла и торговля и резко сокращается численность населения; пришельцы основывают ряд поселений, которые некоторое время сосуществуют с выжившими ахейскими; целостность округи разрывается и отношения ее с цитаделью ослабевают. Лишившись своей экономической основы, уцелевшие твердыни в XII в. до н.э. приходят в полный упадок.

Краткая история Болгарии

Крещение Владимира. Выбор религии

Категория: Древняя Греция | Добавил: densv78 (06.12.2010)
Просмотров: 6152 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]