MENU
Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » Кушитские этносы
18:30
Кушитские этносы

Кушитские этносы

В Эфиопии более 100 народов. Издавна это государство называется Хабеш («смешение языков») от этого слова произошло другое наименование - Абиссиния. Топоним же Эфиопия берет начало от греческого Αιθιοπία - «страна опаленных солнцем» (кстати, само название Судан переводится с арабского, как أسود «быть черным»); эта часть земли считалась южным пределом Ойкумены, оппозицией легендарной Гипербореи. Центр страны, Эфиопское нагорье, населяют негроиды эфиосемиты, говорящие на южнопериферийной группе семитских языков: амхара, тиграи, тигре (христиане); харари (мусульмане; вымирающем языке аргобба, вымершем гафат, а также гогот, мухер, маскан, эжа, чаха, гьето, эндегень-эннемор, соддо-кыстынинья. На языке гафат сохранились записи перевода отрывков из Библии,1773.

К более смуглой подрасе принадлежат кушиты(они составляют половину населения Эфиопии, а это свыше 30 этносов). Северная группа - бедауйе, или беджа (в основном живут в суданской провинции Кассала); центральная - агавские языки (агау); восточная - сидамо, хадия, камбатта, алаба, бурджи; афар-сахо, сомали, оромо; западная, или омотская группа.
Кушитские языки отличаются богатым и архаичным консонантизмом; они являются субстратом для всех эфиосемитов (для тигре менее всего, а для гураге - до 20% лексики - более всего).

Кушиты - группа народов, живущих в Восточной Африке, на землях от Северо-Восточной провинции Кении до Восточной пустыни Египта. Общая численность кушитов составляет свыше 30 миллионов человек. Они составляют большую часть населения Эфиопии, Сомали, провинции Судана Кассала и Кении. Существуют общности кушитов на некоторых других государствах. Говорят на языках, относящихся к кушитской группе афразийской семьи. К кушитам относятся и родственные омотские народы, а также немногочисленные этносы, говорившие на кушитских языках, и этносы, в этногенезе которых участвовали кушиты.

Отдельные кушитские этносы отличаются по религии, хозяйственно-культурному типу, принадлежности к исламской или эфиопской культуре, отличаются также временем формирования. Кушитская общность сформировалась в IX — VIII тысячелетии до нашей эры. В середине III — II тысячелетия до нашей эры часть кушитов взаимодействовала с древнеегипетской цивилизацией. В конце III тысячелетия до нашей эры возникло государство Куш, давшее название самой общности народов.

В культурном отношении этот народ подразделяется на различные группы: оромо, крупнейший из кушитских народов, народы аридных приморских равнин, народы агау, населявшие в древности обширную территорию от приморских равнин к западу, народы, близкие к сидамо, омотские народы, народы консо, южные кушиты. Все эти этнические группы имеют свою специфику в культуре и хозяйствовании, в религии. У народов, которые проживают на территориях от Египта до Кении, сформировалось несколько основных типов хозяйства: кочевое или полукочевое скотоводство, включающее разведение верблюдов и мелкого рогатого скота; в речных долинах и в предгорьях преобладает пашенное или ручное земледелие; рыболовство и морские промыслы развиты на морском побережье.

Для некоторых кушитов характерны разветвленные родоплеменные структуры, в их основе лежит патриархальная семья. Верования кушитов зависимы от культуры народов. Беджа и Афар исповедуют суннитский ислам. Ираку делятся на христиан и приверженцев традиционных верований. Сахо делятся на мусульман-суннитов и христиан - монофиситов. Среди сомалийцев встречаются касты колдунов.

Кушиты - коренные народы Африканского Рога. По одной из гипотез, Эфиопия - прародина всех семито-хамитских (афразийских) племен. К. Майнхоф выдвигал т.н. «хамитскую теорию». К хамитам он причислял нилотов, хауса, фула и готтентотов. Есть версия, что само название африканского континента произошло от кушитского этнонима «афар». Возможно, корни египетской цивилизации имеют негритяно-кушитскую природу. В сер. 3-2 тыс. до н.э. кушиты вступили в контакт с Древним Египтом. К этому времени относится упоминание государства Куш, народы которого (агау и беджа) участвовали в формировании Древнего Мероэ (см. Мероитское письмо) в 1 тыс. до н.э. В средние века беджа испытали влияние нубийской цивилизации (см. Нубийское письмо). У кушитов, особенно омотов, сложная кастовая система. По легенде, именно в Эфиопию (или Йемен) прилетала умирать и возрождаться птица Феникс (по-египетски Бену). Кушиты были известны египтянам как верблюдоводы блеммии, основавшие у южных границ Египта свое государство со столицей Талмис (она была разрушена в 543 нубийским царем).

Во времена Римской империи в Нубии (тогда она носила странное имя Тихимти) играют роль блеммии (Βλέμμυες), или, как их называли копты вальнемоуи, нобады, или нубы и мегабары, которых классики объединяют под именем эфиопов. Римляне представляли их себе чудовищами без головы и с глазами на груди, познакомившись с ними впервые лишь в 276-80. Диоклетиан не мог сдержать нового напора блеммиев на Египет. Наиболее сильное влияние на кушитов оказал ислам (на агавские народы - иудаизм).

Узкую полоску на западной и северной границе Эфиопии населяют нилоты: ануак (по-эфиопски «нуро»), бурун, динка-нуэр, джикань, лоу; берта; кунама.Эфиосемиты пользуются эфиопским письмом (хараре с 18 в. -арабским), кушиты - эфиопским, латинским, а также пиктографией очевидно местного происхождения (см. кафа). Нилоты пользуются арабским письмом и языком. Все народы Эфиопии усиленно амхари-зируются, обращаются в христианство, для некоторых языков вводится грамота на основе эфиопского письма. В 1974 в Аддис-Абебе создается Академия амхарского языка (ранее - Академия языков Эфиопии). Амхара считается привилегированным этносом, остальные народы называются шанкала или бариас (рабы).

Оромо (галла) - крупнейший кушитский этнос Эфиопии, составляющий 40% населения страны. Свыше половины оромо (название народа происходит от имени первопредка Оромо) исповедуют ислам. Были известны мусульманские государства Уолло, Джимма, Лиму,Гума, Гома, Гера. Оромо преобладают в эфиопской армии. Этот этнос распространен дисперсно на востоке Эфиопии, и лишь в Лекемти и Горе оромо является языком большинства. Эфиопское письмо к языку оромо (с учетом 4-х смыслоразличительных тонов) было адаптировано в 1977. На оромо выходит периодика: с 1976 еженедельник «Берисса / Рассвет». Есть вероятность перехода на латиницу по примеру сомалийцев. Сепаратисты выступают за создание отдельного государства Оромия.

Период Урука Южной Месопотамии



Категория: Цивилизации | Просмотров: 2442 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]