09:17 Искусство и архитектура древнего Египта | |
Искусство и архитектура древнего Египта Ведущее положение в египетском искусстве уже с ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась. О том, какой вид имели жилые дома Древнего Царства, мы можем судить только по глиняным и деревянным моделям из гробниц, а о внешнем виде дворцовых построек — по изображениям их фасадов на стенах и саркофагах.Мастаба времени I династии имели две ложные двери и двор, куда приносили жертвы. Складывали мастаба из обломков камня и песка, сверху облицовывали кирпичом, а мастаба высшей знати — известняком. Со временем к мастаба стали пристраивать молельню из кирпича, где ставили жертвенник, а еще позднее молельни и помещения для статуй начали устраивать внутри мастаба, которые стали выкладывать из камня. К концу Древнего царства внутри мастаба делают уже по нескольку помещений (кладовые, коридоры, залы). Развитию строительной техники и архитектурной формы особенно способствовало сооружение грандиозных царских усыпальниц, на которое шли колоссальные средства. Желание утвердить деспотическую власть фараона проявлялось в стремлении сделать царские мастаба как можно более крупными. Но увеличение их размеров по горизонтали скоро перестало служить этой задаче. Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилось увеличение их по вертикали. Пирамида Джосера. Первым значительным сооружением, в котором эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 3000 г. до н. э.), так называемая «ступенчатая пирамида». Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи уменьшающихся кверху мастаб. Пирамида и постройки вокруг нее (дворы, молельни) были возведены по единому плану, составляя сложный ансамбль. Имя его создателя, зодчего Имхотепа, до конца истории Египта почиталось как имя мудреца, первого строителя каменных зданий, астронома и врача. В целом ряде деталей пирамида Джосера и окружающие ее постройки еще воспроизводят в камне, который здесь широко применен, элементы кирпичного и деревянного строительства: систему крепления деревянных балок, пилястры, колонны. В период IV династии дальнейшим развитием монументального надгробия явилась 100-метровая пирамида фараона Снофру, построенная в Дашуре около 2900 г. до н. э. Пирамиды IV династии в Гизэ. Следующим, завершающим, звеном в этой цепи построек являются знаменитые пирамиды в Гизэ фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин), фараонов, правивших в 29—28 вв. до н. э. Саркофаг с мумией царя был помещен в небольшой камере, куда вели узкие коридоры от входа на северной стороне пирамиды. Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной, деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия. Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных. Пирамиды V династии. Строительство грандиозных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х годов до н. э., могли строить себе пирамиды только из небольших блоков камня, а частично из бута, не более 70 м в высоту. Но зато в этот период гораздо больше внимания уделяется оформлению храмов. Увеличиваются их размеры, на стенах помещают рельефы, прославляющие мощь фараона. Перекрытия поддерживают пальмовидные колонны и колонны в виде связок нераспустившегося папируса и бутонов лотосов, которые стали позднее наиболее характерными для египетской архитектуры. Храм Ра в Абусире. Храм Ра, бога солнца, в Абусире является единственной храмовой постройкой Древнего царства иного типа, сохранившейся до нашего времени настолько, что ее оказалось возможным реконструировать. Преддверие, портал в долине и длинный крытый коридор вели к храму, представлявшему собой огромный, открытый двор, посреди которого на постаменте в виде усеченной пирамиды, возвышался предмет поклонения, символ бога солнца, гигантский прямоугольный столб, суживающийся кверху, увенчанный пирамидой — древнейший пример использования в архитектурном ансамбле обелиска, ставшего таким характерным в храмовых ансамблях Нового царства. Древнее царство (30-24 века до н.э.) Изготовление стекла в Древнем Египте | |
Категория: Цивилизации | Просмотров: 3324 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||