MENU
Главная » 2011 » Март » 20 » Государственная символика России
11:33
Государственная символика России
История создания российского герба

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам. 

  На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на велико-княжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом. Великий князь Иван III Васильевич является одним из трех величайших деятелей российской истории. По масштабу своих свершений, по их значимости Иван III может сравниться только с князем Владимиром Киевским, крестившим Русь в Х веке, и Императором Петром I Великим, толкнувшим Россию на европейский путь культурного развития. Значение Ивана III в истории нашей страны определяется тем, что им было создано единое российское государство. 
В этой работе огромное значение принадлежало деятельности символической. В ту пору, когда создавалось российское государство, не так важно было присоединить ту или иную территорию, заключить тот или иной дипломатический договор, выиграть войну, сколько добиться того, чтобы в сознание людей прочно вошла мысль: возникло принципиально новое политическое образование – единое российское государство, русские земли объединены и не разделятся более, что бы ни случилось, как бы не менялись исторические и политические судьбы. Добиться этого поворота в сознании во многом помогали именно формы символические. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.

Созданное Иваном III и существующее до наших дней единое российское государство нуждалось в главном символе, обозначающем его существование – названии. Название рождалось очень долго и при самом Иване III так и не сформировалось окончательно. Подобное явление характерно не только для России, но и для многих других государств. Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое средство определения государства – герб. Названия складывались медленно, изменялись, по-разному звучали в разных языках и традициях. Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.

Это значение изобразительного символа сумел понять и оценить Великий князь Иван III. И потому не случайно и глубоко символично, что именно в его время, а точ-нее – в 1490-х гг., когда процесс объединения российских земель в основном состоял-ся и единое российское государство стало реальностью, началась история российского государственного герба. Таким образом, российское государство и российский государственный герб являются ровесниками. Изобразительная форма имени нашей страны – герб – родилась значительно раньше, чем сформировалось ее название.

Культура российского средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию. Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом – князья, земли, имевшие республиканские формы правления, некото-рые церковные иерархи. Такие знаки размещались, прежде всего, на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат. Своеобразие средневековой российской знаковой культуры заключается в том, что, во-первых, знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, а, во-вторых, знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, относительно часто пользовался фигурой всадника. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны «мечник» (всадник с мечом в руке), «сокольник» (всадник с соколом на руке), «копейщик» (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. В 1460-80 гг. Иван III чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника назывался «ездец»). Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. Большинство монет и печатей имели изображения на двух сторонах. И если на одной стороне помещался знак князя (например, ездец), то на другой – какой-либо иной символ, связанный с ним, например, изображение его святого покровителя.

В системе атрибутов власти XV века печать занимала особо важное место. В то время не существовало института подписи и именно печать исполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать, что приложивший печать соглашается с документом и подчиняется ему. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу и считался действующим. Право пользования печатью обозначало право пользоваться властью, и нередко властитель, действительно имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями. Преступление против печати – отрывание ее от документа, повреждение, подделка – расценивались как одни из наиболее тяжких, рассматривались, помимо прочего, как преступление против личности и прав того, кому принадлежит печать, и наказывались предельно сурово.

Этим принципиально важным значением печати определяется то обстоятельство, что именно на печати впервые появляется изображение государственного герба. Утвердив свою власть в принципиально новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. Такой принципиально новой печатью и является печать 1497 года.

Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Структура этой печати является принципиально новой для российской традиции. Лицевая сторона обычна: на ней знак князя, понимавшийся как собственно изображение князя-обладателя печати. Но изображение на оборотной стороне – двуглавый орел – несет значение совершенно новое. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати. Итак, в 1497 году (или несколькими годами ранее) Великим князем Иваном III был введен в обращение принципиально новый символ – символ единого российского государства. Этим символом – изобразительным именем новой российской страны – стал двуглавый орел. Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен и однозначно дать его невозможно: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. 

Двуглавый орел как различительный знак имеет долгую и богатую историю, которую можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.  

В арабском и персидском мире двуглавый орел использовался как один из многих опознавательных знаков. В Византии двуглавый орел в последние века ее существования использовался как один из важнейших государственных знаков, но служил не символом государства, а символом императорской династии и связанных с ней семейств. На Балканах, под влиянием византийской традиции, широко распространен-ный символ двуглавого орла служил в разных качествах, в том числе как знак царей, и в некоторых странах со временем обрел статус государственного герба, сохраняющийся доныне. В Западной Европе двуглавый орел использовался в многочисленных гербах, преимущественно правителей и высшей знати, и впервые в истории – в 1434 году – официально стал использоваться как государственный герб (в Священной Рим-ской Империи). Двуглавые орлы изображались в разном начертании и с разными ат-рибутами. Характерной особенностью византийской традиции является золотой орел на красном поле, обыкновенно – увенчанный коронами. В традиции западноевропейской символики орел обыкновенно изображался черным на золотом поле. На основе сведений о бытовании двуглавого орла, историками высказываются предположения о причинах, побудивших Ивана III принять данный знак в качестве государственной эмблемы своей страны. 

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии или был принят по примеру Священной Римской Империи. Безусловно Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и в этой связи не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III. Сношения России Ивана III с западными странами развивались весьма активно, и немалое место здесь занимали контакты со Священной Римской Империей. Иван III добивался признания равного статуса России с другими странами, и, познакомившись с геральдической традицией Священной Римской Империи мог принять ее символ как собственную государственную эмблему, дабы еще раз подчеркнуть равенство России и наиболее авторитетного из существовавших в то время государственных образований Европы. Но при этом Россия восприняла не ту форму и расцветку двуглавого орла, который был распространен на Западе. Наконец, в правление Ивана III Россия действительно активно развивала связи с Балканскими странами и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в ка-честве государственного символа России является основательной… и недоказуемой. Мудро примирить все предположения постарался американский историк Г. Эйлиф, писавший: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет ранг императора на Западе». Вполне возможно, что предположение Г. Эйлифа верно, и все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III о выборе государственного знака нашей страны.

Сын Ивана III – Великий князь Василий III Иванович (род. 1674, правил с 1505-1533) унаследовал введенный отцом государственный знак и использовал прежний принцип построения великокняжеской печати. Василию III наследовал сын, названный в честь деда Иваном – Иван IV Васильевич (род. 1530, правил с 1533-1584), оставивший мрачный след в истории нашей страны и получивший прозвище Грозный. Лейтмотивом царствования Ивана IV было укрепление личной власти царя, деспотическое подчинение всего и вся, беспощадное истребление любого (даже воображаемого) противодействия. Укрепление власти Ивана IV активно велось и на символическом уровне. Он был первым русским государем, провозглашенным Царем, помазанником Божьим. Особое внимание уделялось Иваном IV государственному символу и, прежде всего, его изображению на печатях. Царские печати разделяются на большие и малые. Непременным атрибутом большой печати становится государственный символ – двуглавый орел. На малых печатях орел в первую половину царствования иногда уступает место ездецу или новому знаку великокняжеской эмблематики – единорогу, но затем также становится обязательным элементом. Вид и геральдическое наполнение государственного символа при Иване IV менялись и дополнялись. Начиная с 1539 года двуглавый орел начинает изображаться с раскрытыми клювами и высунутыми языками. Такое изображение орла (и в целом хищных птиц и животных) является традиционным для западноевропейской геральдики (орел с открытым клювом (пастью) и высунутым языком называется в геральдике «вооруженным»). 

  В 1560-х годах государственный и царский знаки соединяются в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался на груди двуглавого орла. Так, на золотой булле 1562 года на лицевой стороне изображен двуглавый орел, на груди которого щит со всадником, а на оборотной стороне – такой же орел, но в щите на его груди – единорог. 
Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах: вместо двух корон, венчавших головы орла с самого начала его использования в России, помещена одна большая пятизубцовая корона, венчающая сразу обе головы орла. Возможно, таким образом Иван IV желал продемонстрировать свое единовластие, показать, что в его государстве есть только одна корона и только один носящий ее – сам царь.

Вторым новшеством печати 1577-58 гг. стало размещение вокруг двуглавого орла двадцати четырех (по двенадцать на каждой стороне печати) эмблем земель, входящих в состав российского государства. Избраны эти эмблемы были, в основном, произвольно (в последствии многие из них стали прообразом гербов соответствующих территорий и городов): российские земли не имели устоявшейся традиции обозначения их определенными знаками. Однако сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать насколько велика его держава и какие именно основные земли входят в ее состав. Эта тенденция со временем стала традиционной.

Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (род. 1557, царствовал с 1584- 1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе. И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом. Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлению Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу. Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (дата рожд. неизвестна, царствовал с 1605, убит в 1606). Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа, на которой двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями: двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).

Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Последовал новый, самый тяжелый период Смуты, завершившийся в 1613 году, когда всенародным Земским Собором на российский престол был возведен царь Михаил Федорович (1596-1645). Михаил Федорович постарался восстановить на своих печатях традиционного российского двуглавого орла. Однако за период Смутного времени многие представления о старине были искажены, иные забыты и в результате типы российского государственного символа, использовавшиеся в течении XVII века, объединили в себе и обычаи старины, и новшества периода Смуты, и дополнения, привнесенные уже в течении самого XVII века. Михаилом Федоровичем использовались весьма разнообразные формы двуглавого орла. Как и в давние времена, орел изображался с расправленными и направленными вниз крыльями. Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались, то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (род. 1629, царствовал с 1645-1676) – Россия, оправившаяся от потрясений Смутного времени, укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при сыне Алексея Михайловича – императоре Петре Великом (род. 1673, царствовал с 1682-1725). Государственный символ при Алексее Михайловиче уточняется и впервые целенаправленно корректируется с целью привести его в соответствие с геральдическими правилами. 

В 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы: уже на большой государственной печати 1645 года орел изображен с поднятыми вверх крыльями, тремя коронами и ездецом на груди.

английский переводчик

Категория: Геральдика | Просмотров: 3121 | Добавил: densv78 | Теги: Россия
Всего комментариев: 1
1 Елена  
История создания российского герба отражает становление и развитие государства. Первый герб (или правильнее печать) изображался с двумя орлами и клювы были закрытыми, как будто это только орлята. Очень интересно, что каждый из правителей вносил что-то свое в изображение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]