MENU
Главная » 2010 » Ноябрь » 30 » Филистимляне
18:45
Филистимляне

Филистимляне

Филистимляне (от древнеевр. пелиштим), народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-западной части Ханаана, на восточном побережье Средиземного моря. Место поселения Филистимляне названо в Библии Пелешет (отсюда вся страна Ханаан получила название Палестина, греч. Palaistine). По библейским источникам, Филистимляне – выходцы из Кафтора (Крита). На египетских изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Филистимляне близки к Эгейскому типу. Керамика Филистимляне 12–11 вв. воспроизводят тип микенской керамики 13 в. до н. э.


                                                                                 Типичный дом филистимлян

О языке Филистимляне достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Филистимляне ещё не дешифрованы. Филистимляне входили в состав «народов моря», которые вторглись в Малую Азию и северную Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (около 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные египтянами, Филистимляне вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного моря, захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в который входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон; во главе союза стоял царь г. Гат. Филистимляне восприняли ханаанейский язык и религию. Принеся в этот район культуру железа, они стали монополистами в производстве железных колесниц и оружия. Военное превосходство Филистимляне позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Наступление Филистимлян было остановлено в начале 10 в. (в правление царя Давида), но борьба длилась вплоть до 7 в.

Каждый из их городов имел своего господина-царя, который и осуществлял как внешнюю, так и внутреннюю политику, независимо от других филистимских городов. Лишь в случае войны или какого-то неординарного события, угрожающего жизни всего народа, филистимляне объединялись вместе. Однако после этого вновь разъединялись и продолжали жить независимо друг от друга. Много страниц Библии связано с филистимлянами, именно с этим народом воевал израильский судья Самсон и в борьбе с ними погиб. Филистимляне были тем народом, который захватил ковчег Божий после своей победы над израильтянами. Выходцем из филистимского города Гефа был знаменитый силач Голиаф, которого победил юный Давид. Воевали с ними и еврейские цари Саул и Давид. Однако, несмотря на их победы, филистимляне все же сохраняли свою независимость. В языческий пантеон филистимлян входило много богов, главными из которых были Астарта, Дагон и Вельзевул. Человеческие жертвоприношения и храмовая проституция были широко распространены среди этого народа. Особо зверским был культ Вельзевула, о природе которого мы можем судить из Евангелий — от Матфея 12:24, 27, от Марка 3:22, от Луки 11:15, 18, 19, где Вельзевул назван сатаной. То, что происходило при выполнении религиозных обрядов, посвященных этому культу, не поддается описанию. Страшная развращенность, попрание всех человеческих ценностей привели народ к разложению еще до того, как он был завоеван.

Относительно спокойная история Палестины, когда там велись лишь войны местного значения, была прервана в VI веке до х. э. нашествием Навуходоносора, завладевшего этой землей. После этого Палестина более, чем на 2000 лет окажется в эпицентре борьбы великих империй за мировое господство. На смену Вавилонской империи пришла Мидо-Персидская монархия, бывшая на протяжении двухсот лет хозяином этих земель. Несмотря на чужеземное господство, главные филистимские города продолжали существовать, сохраняя местное самоуправление, за исключением Гефа, который превратился в небольшое поселение.

Поистине страшным ударом для филистимлян стало нашествие Александра Македонского, северного царя, поход которого в Азию начался весной 334 года (пророчество. В 333-332 годах Александр обрушился на Тир”) и Палестину. Особое сопротивление оказала грекам Газа. Поэтому, взяв город, войска Александра подвергли его полному опустошению. Вообще, после похода Александра, филистимляне, как нация, сходят со страниц истории. Последующие затем войны диадохов (полководцев Александра) за власть в империи, господство Селевкидов, вторжение и власть Рима приводят к практически полному уничтожению филистимлян. 

Из всех филистимских городов по-прежнему важное значение играл только Аскалон. Он пережил, кроме вышеуказанных эпох, эпоху Византии, Арабского халифата, государства Тулунидов, империю Сельджуков (1038-1092). Оказался Аскалон в центре борьбы и в эпоху крестовых походов (1096-1270). Много раз, в ходе кровопролитных битв, город переходил то от крестоносцев к мусульманам, то от мусульман к крестоносцам. Такое положение вещей изменилось, когда в Палестину в 1269 году вторглось огромное войско египетского султана Бейбарса. Сметая все на своем пути, султанское войско взяло Аскалон, подвергнув его полнейшему опустошению, а жителей — истреблению (1270 год). После этого, навсегда покинутый жителями, Аскалон остался лежать в развалинах почти на 700 лет, а на его месте пастухи пасли свои стада. Шли века, пока в середине уже XX столетия, в 1948 году, не было образовано государство Израиль, правительство которого приняло постановление о восстановлении Аскалона и превращении его в курорт. 

Так сбылось пророчество о том, что городом завладеют иудеи, которые восстановят его и будут там отдыхать. Другой филистимский город Газа сегодня полностью покрыт песками, без всяких признаков того, что здесь ранее располагался крупный город. Современный же город Газа, расположенный невдалеке от этих песчаных холмов, хотя и носит то же название, но возник значительно позже, и к Газе филистимской никакого отношения не имеет (как, например, Херсонес к Севастополю). Следующий филистимский город Аккарон (Екрон) был уничтожен, а невдалеке от него сегодня располагается маленькая деревушка. И, наконец, Азот, несмотря на многочисленные взятия и страшные разграбления, всякий раз восстанавливался и дожил до сегодняшнего дня, нося теперь название Ездуд. Как и было сказано, в нем теперь живет другой народ, не филистимляне, а евреи.

Походы Тутмоса III в Азию

Госпитальеры



Категория: Цивилизации | Просмотров: 2248 | Добавил: densv78
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]